
Работа Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), ключевой артерии для транспортировки каспийской нефти, была серьёзно нарушена. После атаки беспилотников Вооружённых сил Украины на инфраструктуру в районе Новороссийска консорциум был вынужден приостановить эксплуатацию двух из трёх сбросных причалов (ВПУ-1 и ВПУ-2). В Кремле заявили о масштабных и технически сложных разрушениях, которые не могли не сказаться на функционировании всей системы.
1. Международный проект с американскими интересами
КТК — это международный проект, созданный для эксплуатации магистрального нефтепровода длиной более 1500 км. Доля России в нём составляет 24%, Казахстана — 19%, а остальные акции принадлежат иностранным, в основном американским, компаниям, таким как Chevron и ExxonMobil. Через этот трубопровод казахстанская нефть с месторождений, разрабатываемых при участии США, поступает в черноморский порт Новороссийск для дальнейшей отправки на мировые рынки, включая Европу и США. Таким образом, Россия выступает здесь прежде всего как транзитная страна.
2. Кто несёт убытки и каковы цели атаки?
Политолог Игорь Шатров считает, что, атакуя КТК, Киев демонстрирует свою неподконтрольность и способность наносить ущерб критической энергетической инфраструктуре, даже связанной с интересами США. Это может быть попыткой торговаться с Западом за дополнительные ресурсы. При этом эксперт сомневается, что за атакой стоит какая-либо третья сторона, учитывая ненадёжность украинских военных как исполнителей для масштабных проектов.
Главными пострадавшими от остановки причалов становятся Казахстан, теряющий сотни миллионов долларов от экспорта, и американские нефтяные компании. Сокращение поставок казахстанской нефти через КТК (в прошлом году это было 54,9 из 63 млн тонн) может привести к снижению добычи в республике и, как следствие, к росту мировых цен на нефть из-за сокращения предложения.
3. Вопрос без ответа: реакция США
Открытым остаётся вопрос, почему США, чьи компании несут прямые убытки, не дали жёсткой оценки действиям Украины. По мнению Шатрова, ответ следует искать у администрации Трампа. Возможно, Вашингтон рассматривает эту атаку как провокацию, не способную привести к долгосрочным последствиям из-за неготовности Украины к системной работе в энергетической сфере.
Советник Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Химов подтверждает серьёзность ущерба, оценивая срок простоя в несколько месяцев, не считая затрат на ремонт и компенсацию упущенной выгоды. Он не исключает, что атаке беспилотников могло содействовать work наземных диверсантов для максимизации урона.
4. Стратегические последствия для России
Эксперты видят в атаке на КТК стратегическую цель: подрыв репутации России как надёжной транзитной страны. Это может подтолкнуть Казахстан и другие страны Центральной Азии к поиску альтернативных маршрутов поставок углеводородов в обход России, например, через Транскаспийский трубопровод, что давно лоббируется Европейским союзом.
Таким образом, удар наносится по двум фронтам: экономическим интересам США и транзитному статусу России. Зеленский, возможно, рассчитывает на коллективную защиту со стороны ЕС и Великобритании, в то время как Трамп, как считает Шатров, вынужден учитывать позицию европейских партнёров и вести с ними переговоры по украинскому вопросу, что ограничивает его возможности для резкой реакции.
Главная долгосрочная угроза для России — это потенциальная потеря монополии на транзит каспийских энергоресурсов и возрождение проектов, которые переориентируют потоки нефти и газа в обход её территории.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Последние новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива смотрите в разделе «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Атаки беспилотников ВСУ на каспийскую «трубу» нанесли огромный ущерб компаниям США. Кто за этим стоит?.