На бумаге импортозамещение идет хорошо, по факту станкостроения в стране нет

По данным консалтинговой компании, к 2024 году доля иностранных станков в российском производстве достигнет более 98%. Особенно сложная ситуация сложилась для производителей электроники, чьи сборочные линии практически полностью оснащены импортной продукцией.

Станки для производства печатных плат в России встречаются редко. В основном более 70% оборудования импортируется из Китая. Поставки немецких станков фактически прекратились, поставки японских станков сократились в десятки раз, а корейские станки из-за санкций исчезли. Их заменяет продукция индийских станкостроителей и поставки из других стран.. через Турцию, где местные предприятия выступают в качестве сборщиков по российским заказам.

Отечественные производители пока не могут конкурировать с зарубежными компаниями из-за недостаточной государственной поддержки. В «Ростехе» заявили, что для обеспечения массового производства машин и одновременного снижения себестоимости продукции необходимо обеспечить госпредприятия стабильными поставками».

И это несмотря на то, что собственное производство станков в стране за последние пять лет выросло более чем вдвое — с 5300 до 11 360 единиц. Премьер-министр Михаил Мишустин объявил о планах возрождения станкостроительной отрасли и выделил в ближайшие три года на техническое перевооружение предприятий около 130 млрд рублей.

Заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ Елена Ведута убеждена, что производство такой сложной продукции, как станки с ЧПУ, требует особых расчетов всей производственной цепочки:

— Но простое бросание денег на проблемы, которые на самом деле не имеют смысла, означает одно: деньги никуда не пойдут. Мы снова скажем, что в определенной стране «мы должны покупать машины.

Наше руководство должно теперь осознать, что проблема производства сложной продукции, включая станки, самолеты, поезда и автомобили, не может быть решена чисто денежными средствами на уровне XVI–XVIII веков.

Это было бы еще одной пустой тратой времени. Очевидно, что у тех, кто занимался экономическим развитием, не было достаточного потенциала; они не осознавали, что за этим стояло планирование производственных отношений с целью получения желаемого конечного продукта. Только зная, как решить эту проблему, мы сможем ее решить.

СП: Вы вспоминаете древние времена, но, может быть, это естественное состояние России, когда у России не было ничего своего и приходилось покупать импортные товары? Они купили оборудование в 1930-х годах и импортировали его после войны.

- Нет, их нельзя так сравнивать. Вскоре в нашей стране началось производство тракторов и тяжелой техники. Помните, что в годы Великой Отечественной войны мы быстро освоили производство большого количества боевых самолетов. Мы сотворили чудеса, чтобы доставить оборудование на новое место и создать необходимую инфраструктуру на востоке для запуска нашего завода. Фактически в 1930-х годах в моей стране доминировала школа инженерно-экономического планирования.

СП: Что это значит?

— Инженеры — проектировщики будущего. Хороший инженер понимает, что для решения некоторых стратегических задач ему необходимо рассчитать весь производственный процесс. Без этого инженеры не смогут приступить к работе. Но идеологам, таким как налоговые инспекторы и монетаристы, кажется, что пока вы платите, все будет хорошо.

План должен быть рассчитан по инженерно-экономическому методу, учитывающему все производственные отношения, обеспечивающие реализацию необходимых государственных целей. Без экономического планирования ничего не получится.

Обратите внимание: Главный смысл законопроекта - легализовать предпринимательскую деятельность майнеров и не допустить любой оборот криптоаплюты в стране.

Мы уже оказались в такой ситуации и сумели какое-то время выжить в биполярном мире. План нам помог.

К сожалению, из-за того, что мы на время прервали все контакты, а также из-за развала Госплана, Советский Союз начал скатываться в пропасть. Мы продолжим идти по этому пути, используя сырые денежные инструменты. Если мы хотим копнуть немного глубже, давайте снова вложим немного денег в эту проблему.

Если мы хотим сказать себе «стоп» и выбраться из этой передряги, в которую мы вляпались, то нам нужно признать, что самая важная задача в решении всех наших проблем — а под этим я подразумеваю достижение нового мирового порядка, обеспечение национальной безопасности, улучшение жизни людей — это планирование развития с использованием старого подхода инженерной экономики.

На современном уровне развития он стал кибернетическим, функционирующим с использованием всех современных технологий и искусственного интеллекта.

Вот что правительству необходимо осознать. Он даже пытается. Да, иногда говорят, что «необходим баланс между отраслями». Однако эксперты полагают, что при сборе данных использовались устаревшие статистические методы, не имеющие отношения к передовым цифровым технологиям…

При этом по итогам прошлого года российские компании закупили почти 700 тысяч машин. В Советском Союзе в различных отраслях промышленности насчитывалось около 3 миллионов станков. Растет понимание того, что производство станков зависит от большого количества смежных отраслей промышленности и требует постоянного научного и промышленного прогресса, а также значительных инвестиций. Эта отрасль является первичной, поскольку она «производит средства производства для других продуктов и готовых изделий.

Вместе с тем аудит научно-инновационной политики, оценка эффективности использования бюджетных средств на развитие науки и технологий показывают, что эффективная система взаимодействия науки и производственных технологий еще находится в стадии формирования. К такому выводу в прошлом году пришла Счетная палата Российской Федерации.

В чем-то ситуация напоминает «лихие 90-е»: тогда завозили подержанные автомобили, а сейчас из дружественных стран завозят подержанные станки. Однако можно смело сказать, что появятся и новые.

Интересно, что с 2020 года доля индийских станков в нашей стране выросла более чем в 27 раз, достигнув значения в 55 миллионов долларов. Это простые станки общего назначения и небольшие обрабатывающие центры. Оказывается, индийцы нас намного опередили.

В этом нет ничего странного. В Индии и Турции, не говоря уже о Китае, производство станков пользуется активной поддержкой государства.

Первый вице-премьер Денис Мантуров на совещании по вопросам развития станкостроения заявил, что российские станки следует закупать «безоговорочно и преимущественно». Для поддержки отечественного станкостроения в 2025 году будет запущен национальный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производств».

Минпромторг предоставляет производителям станкостроения субсидии в размере до 1,5 млрд рублей. Фонд развития промышленности предоставляет льготные кредиты на разработку оборудования. Однако, учитывая нынешнее состояние станкостроительной промышленности, это, как правило, не вызывает особой обеспокоенности.

Увы, даже российский военно-промышленный комплекс по-прежнему зависит от иностранных станков, по крайней мере, так думают наши враги.

Россия продолжает закупать необходимые для этих машин расходные материалы и зарубежное программное обеспечение. Но при большом желании эти каналы можно перекрыть в любой момент. Это первое. Во-вторых, стоимость «объезда» высока.

Нам нужна собственная машина.


Самые свежие новости и вся самая важная информация об импортозамещении — в теме «Бесплатные новости».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: На бумаге импортозамещение идет хорошо, по факту станкостроения в стране нет.