«Поведенческая экономика – это направление экономических исследований, которое изучает влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на поведение в сфере экономики, принятие экономических решений отдельными лицами и учреждениями, и последствия этого влияния. »
Во второй половине XX-го века американский экономист Ричард Талер совместно с психологами начал работать в этом направлении в экономике. Ему было интересно, как люди принимают решение при приобретении товаров или услуг. И как можно управлять принятием этих решений так, чтобы люди считали, что это их личный, а не навязанный выбор.
В книге Ричарда Талера «Новая поведенческая экономика» есть такие строки:
«В нашем чрезвычайно сложном мире нельзя ожидать, что люди будут экспертами в принятии оптимальных решений по любым вопросам всякий раз, когда они окажутся в ситуации выбора. Но всем нравится пользоваться правом решать всё самим, даже если иногда мы ошибаемся. »
Ошибками людей в принятии оптимальных решений активно пользуются продавцы товаров или услуг, заявленные свойства которых отличаются от действительных. Например, некоторые производители сложной техники (бытовые приборы, автомобили, смартфоны и т.д.) в рекламе не используют техническое описание своей продукции, а делают уклон на то, как хорошо быть обладателем их устройства или автомобиля. В основном этим грешат раскрученные бренды, которые пользуются устоявшимися стереотипами о качестве своих товаров. Поэтому им достаточно рассказать, что появилась новинка, и её обладатели будут ещё счастливее и свободнее.
Многие люди не хотят обременять себя лишними мыслительными процессами. Кому-то на это жалко времени, а кто-то просто ленив.
«В результате человек использует простой способ решения задачи – эвристический, – чтобы сделать определённое суждение. Чтобы решить, насколько распространён тот или иной феномен, мы обычно спрашиваем себя, как часто нам самим приходилось с ним встречаться. »
Поэтому для успешных продаж товаров или услуг необходимо постоянно поддерживать информационный фон о своей фирме и её продуктах. В настоящее время для этого есть множество способов: телевидение, радио, различные интернет-ресурсы. Немаловажным будет создание общественного мнения о том, что именно ваш товар престижный, и его обладатель имеет высокий статус.
Даже, если этот товар по своим потребительским свойствам и характеристикам объективно будет таким же, как и у конкурентов.
Аналогично происходит с формирование отрицательного отношения к тому или иному продукту или даже производителю. И вот наши граждане наперебой сочиняют всякие гадости про свои товары и заводы. Например, как в анекдоте про Мерседес и АвтоВАЗ.
«Купила компания Мерседес завод АвтоВАЗ. Перенастроили производство, запускают конвейер, на выходе Жигули! Демонтируют оборудование, пригнали новое из Германии, установили, наладили, запускают, снова Жигули! Увольняют весь персонал завода, привозят работников из Германии, налаживают, проверяют, запускают. На выходе вновь - Жигули! Около завода холм, на нём отдыхают бывшие главный инженер и директор завода.
Обратите внимание: Экономика и экология Грузии..
Смотрят на всё это. Инженер директору: - А я тебе говорил - место проклятое! А то всё - руки из жопы, руки из жопы! »Люди начинают делать категоричные выводы, исходя из ненадёжных данных.
«Как однажды сказал Марк Твен: «Ваши проблемы не от того, о чём вы не знаете. Они от того, в чём вы абсолютно уверены, тогда как на самом деле вы заблуждаетесь». Люди становятся чрезвычайно самоуверенны потому, что не тратят времени на то, чтобы проанализировать свои прошлые ошибочные прогнозы, и потом только усугубляют ситуацию, когда становятся жертвами предвзятости суждения – потому что ищут только те доказательства, которые подтверждают их заранее сформулированную интерпретацию. Единственный способ защититься от чрезмерной самоуверенности – систематически собирать данные, особенно данные, которые могут доказать, что вы ошибаетесь. »
Начинает работать «сарафанное радио», и потребительские свойства одних товаров превозносятся, а других – незаслуженно принижаются. У людей притупляется инстинкт самосохранения, и они перестают покупать даже то, что сами и производят, что влечёт сокращение внутреннего производства, снижение зарплат и бедность.
«Если вы хотите побудить кого-то что-то сделать, сделайте так, чтобы ему было легко. Курт Левин писал, что первый шаг, который нужно сделать, чтобы заставить другого человека изменить своё поведение, называется «размораживание». Один из способов разморозить человека – убрать барьеры, которые мешают ему изменить своё поведение. »
Влиять на поведение в экономике могут любые стороны: импортёры, наши производители, государство, сообщества людей. До недавнего времени этим инструментом активно пользовались иностранные компании, добившись того, что наши граждане сами и бесплатно превозносят всё импортное и хают всё российское. Сейчас ситуация понемногу меняется, так как наши руководители вспомнили о своих прямых обязанностях по развитию экономики. Новости о новых производствах, социальная реклама, действия первых лиц государства – всё это направлено на то, чтобы простые люди изменили своё поведение в сфере экономике.
При этом никто не отменял меры принуждения. Ричард Талер является сторонником мягкого подталкивания, но и он понимает пользу жёстких мер.
«Некоторые запреты и мандаты просто необходимы. Ни одно общество не может существовать без правил и предписаний. »
Если хотите жить лучше в нашей стране, то не пишите гадости про российские товары на форумах и комментариях под статьями. Лучше напишите производителю о своих претензиях. Если возвращаете некачественный товар отечественного производства, то не делайте это публично. Ведь информация может сильно менять поведение людей, в том числе в экономике. Не надо плевать в колодец, из которого мы все пьём (оборона страны, медицина, образование, пенсии). Меньше будете плевать, вкуснее будет пить из него.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Поведенческая экономика.