Несмотря на общую тенденцию к снижению импорта товаров из России, Япония демонстрирует противоположную динамику в энергетическом секторе. Объем закупок российского сжиженного природного газа (СПГ) японской стороной вырос почти на 35%. Для страны, лишенной собственных энергоресурсов, отказ от российского газа был бы равносилен экономическому самоубийству, что вынуждает Токио сохранять и даже наращивать сотрудничество в этой сфере.

Хотя Япония официально причислена к недружественным для России государствам, а многие японские компании покинули российский рынок под давлением санкций, энергетика остается исключением. Вопреки политическим разногласиям, зависимость от российских энергоносителей заставляет Страну восходящего солнца увеличивать импорт СПГ.
1. Энергетическая зависимость Японии
Согласно данным Министерства финансов Японии, доля российского СПГ в общем импорте страны выросла до 10.42%, что на 34.9% больше, чем в предыдущие периоды, когда показатель держался на уровне 8-9%. Этот рост происходит на фоне резкого сокращения закупок других российских энергоресурсов: импорт угля упал на 75.7%, а нефть не закупается уже несколько месяцев подряд. При этом закупки руд цветных металлов из России, напротив, выросли более чем на 136%.
Интересно, что общая стоимость импорта минерального топлива из России, несмотря на отказ от нефти и угля, выросла на 6.5%. Это произошло за счет СПГ, стоимость импорта которого взлетела на 161.9%, полностью компенсировав падение по другим позициям.
Эксперты объясняют эту ситуацию фундаментальной энергетической уязвимостью Японии. Как отмечает Никита Донцов, руководитель коммуникационной группы «Влияние», страна находится в своеобразной энергетической блокаде и на 100% зависит от импорта энергоносителей. Политическое желание сократить взаимодействие с Россией сталкивается с жесткой экономической реальностью.
Однако Япония, стремясь к диверсификации поставок, часто действует как ненадежный партнер, постоянно меняя поставщиков и закупая энергоресурсы по всему миру. Такая стратегия, направленная на сохранение рыночной независимости, зачастую оборачивается переплатой, так как стране приходится покупать остатки на рынке по высоким ценам.
Особенность ситуации в том, что если диверсифицировать поставки нефти и угля еще возможно, то с газом, особенно трубопроводным, который является самым дешевым энергоносителем, это сделать гораздо сложнее. На фоне отказа Японии от атомной энергетики, который длится уже более десяти лет, зависимость от российского газа будет только возрастать. Дополнительный импульс этому процессу может дать запуск первой фазы российского проекта «Арктик СПГ 2», который увеличит производственные мощности страны на 20%.
2. Провал санкционного давления
Аналитики подчеркивают, что давление со стороны США, призывающих к отказу от российских энергоресурсов, не достигло своей цели в отношении газа. Как пояснила Оксана Лукичева, аналитик товарных рынков «Открытие Инвестиции», Японии удалось сократить закупки угля и отказаться от нефти, но газ остался «красной линией».
Структура энергетики Японии делает ее крайне уязвимой: 76% энергии производится на тепловых электростанциях, работающих на ископаемом топливе. При этом у страны нет доступа к трубопроводному газу, поэтому весь спрос удовлетворяется за счет СПГ, доля которого в общем энергопотреблении составляет почти 24% и продолжает расти. Власти Японии активно переводят электростанции с нефти и угля на газ, что еще больше увеличивает зависимость от его поставок.
Высокие мировые цены на газ оказывают сдерживающее влияние на японскую промышленность и население. Это усугубляет и без того сложную экономическую ситуацию: с 2000 года Япония демонстрирует самые низкие темпы роста среди крупных экономик, а энергопотребление в стране неуклонно снижается.
В этих условиях стремление Японии наращивать закупки именно российского СПГ выглядит логичным. Географическая близость делает его доставку дешевле, чем из Австралии, Катара или США. Именно поэтому, несмотря на внешнее давление, Япония отказалась выходить из ключевых совместных проектов, таких как «Сахалин-2» и «Арктик СПГ 2». Ожидается, что поставки газа в рамках последнего проекта начнутся уже в 2023 году и в перспективе могут достигнуть 2 миллионов тонн.
Обратите внимание: Фонды акций США выросли на 19.1% в изнурительном 2020 году.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Несмотря на общее сокращение импорта российских товаров, объем закупок Японией нашего сжиженного природного газа вырос почти на 35%.