В XIX веке русский философ-славянофил Иван Киреевский, представитель дворянского рода, глубоко размышлял о национальных особенностях восприятия экономических отношений. Его любовь к России и её народу формировала определённый идеализированный образ русского человека, который он противопоставлял западному типу мышления.
1. Различие менталитетов: целостность против разорванности
Киреевский проводил фундаментальное различие между русским и европейским умом. По его мнению, западное сознание характеризуется внутренней разорванностью, что заставляет человека искать внешние, материальные средства для компенсации своих внутренних недостатков и тревог. Русский же человек, согласно философу, исторически стремился к иному: он пытался подняться над грузом внешних потребностей, обрести внутреннюю свободу через их ограничение, а не через безудержное накопление.
Важно понимать, что Иван Васильевич говорил не о своих современниках, уже подвергшихся влиянию западных идей, а об образе исконного русского человека из «великого прошлого». Такой человек, с его целостным, нерасчленённым взглядом на мир, просто не мог органично воспринять западные экономические теории, которые Киреевский называл «наукой о богатстве».
Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.
Ключевая претензия философа заключалась в том, что западная экономическая мысль была, по его мнению, оторвана от нравственных оснований. Для него богатство, нажитое нечестным путём, вело не к процветанию, а к духовной гибели.2. Критика потребительства и поиск высшего смысла
Особой критике славянофил подвергал теорию потребления и искусственное раздувание человеческих нужд. Он считал чуждым русскому духу превращение жизни в бесконечную гонку за удовлетворением всё новых потребностей, где человек уподобляется белке в колесе, тратящей на это все свои силы.
В противовес этому Киреевский видел главную цель экономических отношений не в максимизации прибыли или потребления, а в служении высшему смыслу жизни. Этот смысл, по его убеждению, должен был основываться на христианских, specifically православных ценностях. Только поставив во главу угла высокие духовные и нравственные принципы, можно было, как он полагал, построить подлинно гармоничную и справедливую экономическую систему.
3. Спорная позиция: взгляд на крепостное право
Чтобы понять, насколько радикальными и непопулярными могли казаться взгляды славянофилов, стоит отметить, что Киреевский, как и некоторые его единомышленники, выступал против скорой отмены крепостного права. Сегодня это звучит возмутительно, но их позиция имела свои основания. Они опасались хаоса: куда пойдут миллионы крестьян, внезапно получивших свободу, но не имеющих опыта самостоятельной жизни в условиях зарождающихся капиталистических отношений? Экономика, построенная по западным лекалам, по их мнению, не была готова интегрировать массы людей, привыкших к патриархальной зависимости от помещика. Сам философ не дожил до реформы 1861 года, скончавшись от холеры в 1856-м, и не увидел её последствий.
Трудно сказать, какую экономическую модель могли бы построить славянофилы, имей они такую возможность. Любую теорию, особенно утопическую, на бумаге можно изложить очень красиво. Наследие Киреевского остаётся важной интеллектуальной вехой в истории русской мысли о взаимоотношениях экономики, нравственности и национальной идентичности.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Об особенностях восприятия русскими людьми экономики рассуждал в 19 веке философ Иван Киреевский.