Внешний долг России уменьшился. Что это нам теперь дает?

Внешний долг России достиг самого низкого уровня за 16 лет.

Согласно отчету центрального банка за 2023 год, общий объем внешних заимствований страны составляет $316,8 млрд (снижение на 17,7% к концу 2022 года). В 2007 году он несколько снизился - до $313,2 млрд.

В стоимостном выражении внешний государственный долг за последние 12 месяцев сократился на $68,2 млрд. При этом внешний долг ОФЗ сократился на 41,2% ($16,537 млрд), долг госорганов сократился на треть ($32,7 млрд), а внешний долг по валютным ГЦБ снизился на 9,2% ($1,48 млрд).) . 1 миллиард долларов).

Таким образом, долговая нагрузка российской экономики снизилась. По состоянию на 1 января 2024 года коэффициент ВВП страны снизился до 15,8% (-0,7 пункта), а коэффициент ВВП госорганов снизился до 1,6% (-0,4 пункта.).

Аналитическое сообщество считает, что одна из основных причин столь значительного снижения внешнего долга заключается в том, что антироссийские санкции сделали крайне проблематичным заимствование денег за пределами РФ, что затрудняет выполнение Россией ранее взятых на себя обязательств. Я считаю, что проблема заключается в том, что это считается проблемой.

По той же причине внутренний долг постепенно заменяет внешний долг. Так, по данным открытых источников, объем торгов рынка корпоративных облигаций в 2023 году увеличился на 5 трлн рублей (рост на 26,5% к 2022 году), что является максимальным показателем за последние 10 лет. И это достаточно тревожная тенденция, поскольку зависимость страны от нераспределенной прибыли чревата стагнацией многих экономических процессов.

Однако финансовые власти страны уже считают, что общий государственный долг России находится на приемлемом уровне в 17%, что все риски минимальны и контролируемы, а российская экономика имеет достаточные внутренние ресурсы (в основном нефть и нефть) что у него есть доходы от торговли газом. Продолжайте разработку. И перспектива того, что общий госдолг России в ближайшие три года вырастет до уровня 29,94 триллиона рублей, никого не должна пугать. У нас все хорошо.

Но действительно ли финансовая ситуация в России так хороша и безупречна, как ее представляют финансовые власти?

Что касается сокращения суммы задолженности перед внешними кредиторами, то это, безусловно, хорошо, считает российский экономист, глава Российского союза предпринимателей и арендаторов Андрей Бунич.

"По большому счету, мировая финансовая система не принесла нам ничего хорошего. Нас изначально дискриминировали", - отметил эксперт. «Поэтому, конечно, хорошо минимизировать зависимость от этой системы. На самом деле развитие отечественных финансовых рынков стало гораздо более возможным благодаря этой системе.

Принимая во внимание потенциальные внутренние ресурсы нашей страны (вернее, их недооценку), факторы производства и недооцененный капитал наших компаний, становится ясно, что Россия может привлечь финансирование гораздо выгоднее, чем пресловутый ныне мировой рынок очевидно. Завершающая стадия огромного финансово-экономического пузыря.

Это лишь вопрос времени, когда он лопнет, но этого покажется не всем. Поэтому все, что я могу сказать, это слава Богу, что я чувствую все меньше и меньше связи с Ним.

«СП»: Что не так с мировой финансовой системой?

— Изначально он был «заточен» для финансовых спекуляций и выкачивания всех мировых ресурсов, находящихся под контролем США, в том числе находящихся в распоряжении спутников. И теперь на горизонте маячит новый мощный финансовый кризис. Кстати, именно поэтому западные державы так стремятся победить нас на Украине. Потому что, если Россию удастся раздавить, продолжительность существования глобального финансового пузыря значительно продлится. Если этого не произойдет, то всему «просвещенному Западу» все равно придется платить по счетам, и выплаты будут огромными.

«СП»: Действительно ли в стране достаточно резервов для дальнейшего развития? На данный момент общий госдолг нашей страны относительно невелик, но как заявил секретарь Минфина Антон Силуанов: К 2026 году он увеличится почти до 30 триллион рублей. Огромная цифра, сказал бы средний гражданин, далекий от крупных финансовых схем.

— Общий объем государственного долга России действительно увеличивается, и это в целом нормальное явление. Если сравнить текущие показатели с показателями таких стран, как США, Европа и даже Япония, находящихся в глобальном спекулятивном пузыре, наши внутренние заимствования выглядят совершенно незначительными.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Цифры огромны: только в Соединенных Штатах государственный долг увеличивается на 1 триллион долларов каждые три месяца. Это уже какая-то суперпирамида.

Конечно, общий государственный долг в России тоже растет, но прирост небольшой. Посмотрите на данные о внутренних заимствованиях до начала CBO, в начале CBO и сейчас. Множественных или последовательных изменений не наблюдается. Это потому, что наше правительство начало использовать другие механизмы для финансирования программ. Например, большая часть финансирования теперь направляется напрямую по государственным каналам, например, посредством налоговых льгот или перераспределения средств через каналы центрального банка.

Все заимствования Минфина нашей страны на внутреннем рынке составляют 1-2 трлн рублей. В нашей экономике это не играет решающей роли. Однако даже такая монетарная политика не приветствуется и подвергается критике.

Введение антироссийских санкций дало нам немало дополнительных доходов, поскольку нам больше не приходится покупать на внешних рынках вещи, которые нам честно говоря невыгодны. Уже одно это высвобождает значительную сумму. А если учесть, что мы теперь можем продать то, что имеем, подороже, не проходя через посредников, то это еще один плюс. Более того, будущие налоговые изменения позволят все более значительному объему капитала оставаться в стране, причем неизвестно, куда он пойдет.

«СП»: В Россию приходит какая-то финансовая сказка. Посмотрите на нашу страну: у нас снова будут проливные дожди, как в начале 2000-х. Неужели в финансовом секторе проблем не осталось?

— Трансформация экономической структуры только началась, и все механизмы для нее еще не созданы. Грубо говоря, у России физически есть деньги, но нет механизмов и инструментов для их эффективного использования в достаточном количестве. А те, которые появились уже несколько десятилетий, во-первых, априори не работают в интересах России, во-вторых, они не хотят позитивных перемен и есть реформы, которые тормозят их деятельность в том, чтобы не делать этого. Ему выгодно паразитировать на этих схемах. Это первое, что нам предстоит преодолеть.

Офшоринг также протекает с немалыми трудностями, поскольку никто из тех, кто еще «на борту», ​​не хочет терять основной механизм вывода капитала из России. Никто не хочет потерять «доступ к кормушке».

Не все так радужно, как некоторым хотелось бы, поскольку внутренние рынки капитала еще не созданы. У нас пока нет финансовых рынков, независимых от мирового капитала. Да, все к этому движется, но нам придется подождать еще несколько лет, чтобы аналогичные изменения в налоговой системе вступили в силу. Изменения происходят, но темпы все еще довольно медленные.

Поэтому говорить о достижении 10% потенциала экономики пока рано. Хоть мы и адаптируемся, но, на мой взгляд, пока рано говорить о подъеме российской экономики, и мы только начали его гарантировать. Мы по-прежнему делаем минимум, отчасти потому, что наши власти, похоже, все еще не верят всерьез в экономический потенциал России.


Последние новости Free Press по темам банковского дела, банковских карт, сбережений и финансовых рынков».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Внешний долг России уменьшился. Что это нам теперь дает?.