Премьер-министр Казахстана Орзас Бектернов заявил, что правительство будет работать над тем, чтобы в стране оставалось как можно больше доходов от нефтегазовой деятельности. По данным Национального бюро статистики Казахстана, в прошлом году страна экспортировала 65 миллионов тонн нефти на сумму 46,8 миллиарда долларов. Кажется, почему Бектернову не хватает нефтяных доходов?
Да потому, что, если присмотреться, большая часть нефти принадлежит не самому Казахстану. Его добывают и продают крупные консорциумы, в состав которых входят нефтяные компании из США, Великобритании, Франции и других стран. Астана не получила столько помощи, сколько могла бы получить. Вдобавок ко всему, почти две трети добычи нефти в стране с 1990-х годов находится в руках Запада, что затрудняет говорить о действительно многовекторной или независимой внешней политике.
Около 80% извлекаемых углеводородов страны добывается на 10 крупных нефтяных месторождениях. Среди них ключевыми являются три региона – Кашаган, Тенгиз и Карачаганак, на которые в совокупности приходится более 65% добычи нефти. После распада Советского Союза у Казахстана не было ресурсов для их развития, поэтому он пригласил западных инвесторов, которые также воспользовались ситуацией и подписали соглашения о развитии.
В результате сегодня доля НК «Казмунайгаз» в Кашагане составляет всего 16,88%. Итальянская Eni, французская Total Energy, американская Exxon Mobil и британская Shell владеют по 16,81% акций, China National Petroleum Corporation — 8,33% акций, а японская INPEX — 7,56% акций.
Тенгиз в основном оккупирован американцами — там Chevron владеет до 50%, еще 25% у ExxonMobil, 5% у российского «Лукойла» и 20% у «Казмунегаза».
Самая трагичная ситуация сложилась на Карачаганакском нефтяном месторождении, в котором Казахстану принадлежит лишь 10% акций. Остальные акции принадлежат Shell (29,25%), Eni (29,25%), Chevron (18%) и Лукойл (13,5%).
Как рассказал "СП" главный аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета РФ Игорь Юшков, проблема не в акциях, а в проектах всех крупнейших нефтяных компаний Казахстана в рамках специального налогового режима – Соглашения о разделе продукции (СРП). Государство предоставляет права на разработку ресурсов консорциумам, которые не получают деньги, а распределяют добытую продукцию. В том числе и передать часть нефти государству.
Изюминкой этого сценария является вычет затрат на реализацию проекта – первоначальных, эксплуатационных, ремонтных, эксплуатационных и других затрат. Только если у них что-то останется после этого, государство получит свою долю. Юшков отметил, что операторы этих проектов традиционно завышают смету расходов, чтобы не принести республике никакой пользы. Они утверждают, что вкладывают много денег и мало от этого получают, но это далеко не так.
Специфика коммерческих контрактов с западными компаниями неясна, поскольку в каждом контракте есть положения о конфиденциальности. В результате даже казахстанские эксперты могут только догадываться о том, как на самом деле распределяется нефть между западными компаниями и странами. Но, судя по все более частым заявлениям республиканских властей о необходимости изменения Закона об общественной безопасности, республике есть что терять; Западные гиганты также пытаются снизить налоги.
Президент Казахстана Токаев также отметил, что соглашение с иностранными инвесторами не означает, что страна будет терять 450-5 миллиардов долларов в месяц, заявил член Общественного совета Минэнерго Казахстана Орзас Бадилдинов доходы в страны, где они могут.
Нельзя сказать, что власти республики не попытались исправить ситуацию. За последние годы они подали многочисленные иски против западных компаний. Как пишет СП, в 2023 году Казахстан подал иск к оператору месторождения Кашаган Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В. (NCOC) на сумму 13 миллиардов долларов за нарушение экологических требований, который впоследствии увеличился до 15 миллиардов долларов в 2024 году. Увеличенные до $150 млрд, на этот раз обеспокоены не только экологией, но и тем, что западные инвесторы якобы не выполняют своих обязательств по разработке месторождения.
Эксперты полагают, что за этим шагом стоит попытка оказать давление на инвесторов с целью пересмотра соглашений о разделе продукции. В противном случае Казахстану придется отказаться от большей части своей нефти как минимум на 10 лет, поскольку ближайший срок годности СРП (месторождение Тенгиз) — 2033 год. Лицензия на Карачаганак действительна до 2037 года, на Кашаган — до 2041 года.
Как считает Игорь Юшков, у Казахстана есть возможность оказать давление на западных инвесторов, чтобы они пересмотрели СРП в свою пользу. Тем более, что в силу нынешней геополитической ситуации Астана может запугать Запад, полностью заменив Китай и Россию не только в нефтяных месторождениях, но и во внешней политике. Правда, трудно сказать, подействует ли этот «шантаж» на американских и британских нефтяных «китов», стоящих за спиной великих держав.
——Конечно, нынешняя ситуация в нефтяной отрасли Казахстана несправедлива, и Токаев об этом тоже говорил публично. Проблема не в разделе акций между иностранными и казахстанскими компаниями.
«Эти соглашения о разделе продукции были подписаны в 1990-е годы, когда позиции Казахстана были крайне слабыми», — поясняет эксперт. ——У них нет технологий и средств для реализации разработки месторождений. Поэтому они вызвали иностранцев и проинструктировали их, как распределять доходы. Если бы эти соглашения обсуждались сейчас, позиции Казахстана стали бы сильнее. Тем временем Астана в беде и у нее нет выбора.
Обратите внимание: Белоруссия по уровню жизни обогнала Россию.
Они должны прийти к согласию хотя бы в некоторых вещах.Видеть63 лучших фотографии августа: «Битва за помидоры», «Блуждающие минометы Северного военного округа», «Красная дорожка кинофестиваля», «Звездная дорожка Арбузной долины» Самые трогательные, самые яркие и значимые кадры за последний месяцКонечно, Казахстан хочет пересмотреть эти условия, тем более что сами европейцы говорят, что грядет энергетический переход и через несколько десятилетий углеводороды перестанут быть нужны. Если Астана не изменит условия СРП, то теперь все эти деньги будут зарабатывать иностранные инвесторы, и тогда у казахстанцев не останется ничего. Да, вроде бы, недра им достанутся, но, во-первых, месторождения будут исчерпаны, а во-вторых, они не смогут продавать эту продукцию по высоким ценам. Иностранцы выжмут из этого все соки, а Казахстан останется со сложными активами.
Имеет смысл вступить в борьбу и пересмотреть СРП уже сейчас. Более того, в мире еще есть такие опыты. В ряде случаев государства вынудили добывающие компании пересмотреть соглашения о разделе продукции и перераспределить акции в свою пользу. Если западные компании не захотят этого делать, они расторгнут свои соглашения и найдут новых операторов.
«СП»: А государство не может просто так разорвать эти договоренности?
- Но они могут это сделать, например, из экологических соображений, заявив, что компания вообще не заботится о природе. В основном все ссылаются на это утверждение. Именно это сделала Россия в 2000-е годы, когда иностранцы были вынуждены продать часть своих акций в проекте «Сахалин-2» «Газпрому», чтобы получить контрольный пакет. У нас есть налоговые и экологические претензии. Тогдашний замдиректора Росприроднадзора даже продемонстрировал это, нырнув под платформу в Охотском море и выловив мертвую рыбу, явно заготовленную заранее. В результате западные инвесторы были вынуждены продать свои доли в операционных компаниях.
Казахстан также сейчас подает иски, в том числе экологические. По сути, он вымогал деньги у иностранных компаний, постоянно повышая требуемые суммы. Я думаю, что иск будет отменен, как только они достигнут соглашения с иностранцами.
«СП»: Можно ли договориться с иностранцами?
- У Казахстана хорошие шансы. Их добыча находится на хорошем уровне, развита инфраструктура, построен нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Западным компаниям есть что терять. Кроме того, то же преобразование энергии не так уж и просто. Спрос на нефть сохранится еще долгое время, поэтому имеет смысл остаться в Казахстане. Если соглашение закончится, азиатские компании могут прийти туда зарабатывать деньги. Поэтому они могут прийти к компромиссному решению и договориться с Казахстаном.
«СП»: Может ли Казахстан противостоять США и их странам-сателлитам? Однако это не только экономический вопрос: какое влияние имеет Астана?
- Власти Казахстана, конечно, будут осторожны. Они могут только намекнуть на последствия и постараются сделать все в рамках закона. Но даже с помощью этих методов можно постепенно вытеснить иностранных инвесторов и победить их собственным оружием: судебными разбирательствами. К этому нужно добавить, что если бы вместо западных компаний пришли азиатские, то, возможно, политическое направление изменилось бы соответствующим образом. Ни Европа, ни США не хотят, чтобы Казахстан полностью попал в объятия Китая, особенно если тот открыто поддержит Россию. С геополитической точки зрения им тоже есть что терять.
Иногда идея такой передачи тронов выдвигается для шантажа Запада. Кроме того, российские компании уже ведут бизнес в Казахстане, и тот же КТК тоже проходит через Россию.
Казахстанские эксперты даже обсуждали фантастическую историю с предложением обменять замороженные российские золотовалютные резервы на западные акции нефтяного консорциума республики. Естественно, эта идея не была предложена высшим руководством, а была вынесена на обсуждение. Поэтому Россию часто используют как страшилку.
Последние новости о рынке нефти и газа и стоимости бензина и дизтоплива читайте в теме «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Астана пытается использовать Россию, как страшилку, чтобы «отжать» свои месторождения у Запада.