В июле этого года Госдума РФ приняла два закона, касающихся криптовалют. Майнинг криптовалюты будет легализован впервые 1 ноября этого года. Второе — разрешить трансграничные расчетные и обменные операции с криптовалютами с 1 сентября 2024 года.
Оба закона вызывают массу вопросов у экспертов. Чтобы понять, что пошло не так, я дам вам краткий обзор ситуации с криптовалютами в мире.
За последнее десятилетие и в начале этого столетия использование криптовалют во всем мире быстро выросло. По данным ООН, в 2022 году в мире будет около 19 000 криптовалют. По данным Организации Объединенных Наций, использование криптовалют особенно широко распространено в развивающихся странах и странах с переходной экономикой (то есть в бывших социалистических странах). В 2021 году на эти страны придется 15 из 20 стран с самой высокой долей населения, владеющего криптовалютами. Украина возглавляет список с 12,7%, за ней следуют Россия и Венесуэла с 11,9% и 10,3% соответственно.
Многие национальные и международные организации, политические и общественные деятели и даже простые граждане начинают понимать, что увлечение криптовалютами приносит обществу и даже отдельным людям больше вреда, чем пользы. Некоторые недостатки можно прямо назвать угрозами.
Во-первых, криптовалюты больше характеризуются как инструменты азартных игр, чем валюты в обычном понимании (имеющие такие экономические функции, как измерение стоимости, средства обмена, оплаты и хранения).
Увлечение криптовалютами может отвлечь человека от творческой деятельности и создать игровую зависимость, которую с медицинской точки зрения классифицируют как состояние, называемое «игровая зависимость» (врачи утверждают, что это даже хуже, чем алкогольная зависимость).
Во-вторых, криптовалюты могут дестабилизировать традиционные денежные системы, основанные на использовании наличных и безналичных валют. И центральные банки, и правительства делают все возможное, чтобы контролировать систему и тем самым обеспечить стабильность всей экономики. Криптовалюта изначально считалась инструментом, выходящим за рамки регулирования и контроля национальных денежных властей.
В-третьих, криптовалюты находятся вне поля зрения государственных органов, занимающихся борьбой с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и человеческими органами, а также другими видами преступной деятельности. Поэтому криптовалюты неизбежно способствуют развитию преступности.
В-четвертых, поскольку криптовалюты становятся благодатной почвой для развития «теневой» экономики, не несущей налоговых обязательств, начинает страдать государственная казна.
В-пятых, виртуальные криптовалюты, особенно их создание, известное как «майнинг», отвлекают значительные объемы реальных ресурсов из экономики. Его создание и торговля отнимают рабочее время, которое можно было бы использовать для создания чего-то, имеющего реальную потребительную ценность. Используется дорогостоящее оборудование. Потребляет много электроэнергии.
Наконец, стоит отметить еще одну причину, по которой в последние годы отношение к криптовалютам начало меняться с положительного на отрицательное.
Все больше и больше стран готовятся к запуску цифровой валюты центрального банка — цифровой валюты центрального банка — CBDC. Эта новая валюта также имеет много недостатков. Я написал несколько книг на эту тему. Последний из них: Катасонов В. Цифровые валюты: от биткойна до CBDC. «Мастер денег» хочет стать «Мировым хозяином» (М.: Тион, 2023. 512 с. Катасонов В. CBDC: Полезный слуга или опасный хозяин? (М.: Тион, 2024. 312 с.).
Во многих странах граждане и политики активно выступали и продолжают выступать против CVCB. Но в десятках стран власти решили ввести централизованные системы водоснабжения. И такие официальные цифровые валюты не могут сосуществовать с криптовалютами. Здесь вам придется выбирать: или – или. И в тех странах, которые уже сделали ставку на центральную цифровую валюту, сначала для криптовалют загорелся «желтый свет», а кое-где и «красный свет».
Во многих странах увлечение криптовалютой закончилось. По вышеуказанным причинам использование частных цифровых валют стало ограничиваться, причем некоторые страны перешли от ограничений к полным запретам.
В 2022–2023 годах Алжир, Бангладеш, Боливия, Египет, Ирак, Китай, Марокко, Непал и Катар ввели полный запрет на криптовалюты. В этих странах запрещено проводить любые операции с использованием криптовалют: покупка, продажа, обмен, прием оплаты в качестве оплаты товаров и услуг. О майнинге больше говорить не приходится. Нарушение запрета влечет за собой различные наказания, в том числе уголовную ответственность.
Страны, которые ввели различные ограничения на торговлю криптовалютами, включают Индию, Казахстан, Индонезию, Малайзию, Танзанию, Таиланд, Израиль и Турцию. Конкретные меры и степень ограничений варьируются от страны к стране.
Справедливости ради следует отметить, что есть страны с благоприятным регулированием криптовалют, это Швейцария, Сингапур, Мальта, Эстония, Великобритания, Япония, Австралия, Канада. Эти страны приняли законы, регулирующие криптовалютную деятельность, имеют лицензии для криптовалютных бирж и других компаний, а также признают криптовалюты законным платежным средством или инвестиционными активами.
Некоторым странам еще предстоит принять решение. Наиболее важной из этой группы стран являются Соединенные Штаты Америки. Кстати, мне кажется, что Дональд Трамп, только что победивший на президентских выборах в США, также не сформировал четкой позиции относительно того, стоит ли США выбрать цифровой доллар ФРС или криптовалюты.
Среди стран, запретивших криптовалюты, особого упоминания заслуживает Китай как первая экономика мира.
В течение некоторого времени Китай по масштабам добычи криптовалюты занимал первое место в мире. Но уже в конце прошлого десятилетия китайские власти начали медленно ужесточать политику. В 2021 году действует полный запрет на любую торговлю криптовалютой.
Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.
Установив уголовную ответственность за нарушение запрета.Пекин публично объяснил крах и запрет частных цифровых валют, используя пять аргументов, которые я изложил выше. Но, пожалуй, самым важным аргументом является уверенность Пекина в разработке и внедрении цифрового юаня. Китай опережает другие крупные экономики мира в разработке цифровых сенсорных систем. Он хочет быть лидером в этом вопросе и получать от этого огромные дивиденды.
Кстати, Индия, Индонезия, Казахстан и некоторые другие незападные державы не скрывают, что пытаются перейти к цифровым центробанкам. Но они отстают от Китая. Вот почему криптовалюты все еще терпимы. Но завтра они могут ввести полный запрет на его создание и использование.
Вернемся в Россию. Принятие двух вышеупомянутых российских законов о криптовалютах вызвало когнитивный диссонанс у многих людей. До весны 2024 года российские правительства всех уровней заявляли, что у криптовалют есть плюсы и минусы, но их гораздо больше.
Все меньше и меньше людей хотят, чтобы криптовалюты были легализованы. Проблемы России с криптовалютой, казалось, подходят к концу с тех пор, как российский Центральный банк объявил о начале разработки центральной цифровой валюты под названием «Цифровой рубль». Окончательно оно завершилось 24 июля 2023 года, когда президент Владимир Путин подписал Закон о цифровом рубле.
Напомню, что в ЦБ РФ заговорили об угрозах, исходящих от частных цифровых валют.
Об этом в материале ЦБ РФ «Криптовалюты: тенденции, риски, меры». Отчет общественного обсуждения (Москва, 2022 г.)», значительная часть которого посвящена угрозам, связанным с криптовалютами.
Особый акцент был сделан на следующих угрозах: 1) благосостоянии граждан; 2) финансовой стабильности; 3) угрозе расширения незаконной деятельности; Ниже приводится выдержка из отчета: «В последние годы криптовалюты, в частности биткойны, использовались на различных этапах преступной деятельности. Использование криптовалют чаще всего связано с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков и оплатой их продажи криминал Самый популярный способ покупки и продажи криптовалют в среде — использование сервисов теневого обмена, работающих в анонимной сети (даркнет)».
На фоне этих серьезных опасений были приняты два закона, легализующие частные криптовалюты.
Вероятно, в мире нет страны, где бы центральные ценные бумаги и частные криптовалюты были легализованы одновременно. Некоторые оптимисты и шутники считают обе цифровые валюты одинаково неприемлемыми и говорят, что в России произойдет их взаимное уничтожение. Мы продолжим жить в той денежной системе, которая существовала до всех этих цифровых экспериментов.
Некоторые эксперты полагают, что существует большая вероятность сосуществования цифрового рубля и частных криптовалют в России.
Ведь недавно принятый закон о криптовалютах предусматривает, что эти криптовалюты, которые будут «майниться» в России, не попадут на внутренний рынок. Они необходимы для того, чтобы обойти антироссийские санкции во внешнеэкономической сфере.
Это весьма сомнительное предположение. Почему? Да, потому что наши основные внешнеторговые партнеры испугались криптовалют, запрещенных или ограниченных их законодательством.
В Китае бизнес очень боится биткойнов и всех других криптовалют. Ведь за это можно попасть в тюрьму. Таким образом, у торговых партнеров не ожидается особых потребностей в криптовалютах, добытых в России (за исключением тех из других стран, которые привыкли жить в «серых» и «черных» зонах).
Майнинг криптовалюты в России набирает обороты. Российские СМИ радостно сообщают, что в стране создается новый сектор экономики – горнодобывающая промышленность.
Но не следует путать его с майнингом – таково было первое значение английского слова майнинг. Теперь, когда говорят «добыча полезных ископаемых», они не имеют в виду добычу железной руды, угля, золота или фосфатов. Они относятся к производству биткойнов и других частных криптовалют.
Так что же нам делать с огромным количеством цифровых продуктов, предлагаемых российской горнодобывающей промышленностью? Предложение будет и нашло спрос внутри России. Выше я приводил данные ООН, согласно которым почти 12% граждан России уже используют криптовалюты в 2021 году. Они используют частные цифровые валюты, хотя они еще не легализованы. Однако строгого запрета нет. Поэтому теневой мир российских криптовалют существует и развивается. Правило такое: «Пока не запрещено, все возможно».
Стоит отметить, что по оценкам зарубежных экспертов и международных организаций, Россия уже находится на рубеже 2022-2023 годов. Занимает второе место в мире по объему добычи криптовалюты (первое после США).
Ни один юрист не смог мне объяснить, как мы добились такого «успеха» еще до принятия закона о недропользовании в июле этого года. Эксперты утверждают, что после принятия этого закона Россия вполне может обогнать США и в следующем году стать горнодобывающей отраслью номер один в мире. И все вытекающие отсюда последствия я изложил выше.
короче говоря, поговорим об этом из области лингвистики. Как я уже отмечал выше, основное значение английского слова «майнинг» — «добывать минеральные ресурсы». Но это также означает «добыча». На мой взгляд, недавно принятый закон о майнинге криптовалют – это закон, регулирующий использование майнинга криптовалют в России.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: 5 причин, по которым к цифровой валюте надо относиться крайне осторожно.