Исследование Высшей школы экономики (ВШЭ) показало значительное сокращение неравенства в оплате труда в России за последние два десятилетия. Коэффициент Джини, измеряющий уровень социального расслоения по доходам, снизился с 0,48 в 2005 году до 0,3 в 2023-м, что означает почти 40-процентное улучшение. Ключевую роль в этом процессе сыграла система образования, особенно среднее профессиональное, качество которого заметно выросло. По оценкам экспертов, именно образование обеспечило около 4 процентных пунктов снижения общего показателя неравенства.
1. Что показывает коэффициент Джини и как он менялся
Коэффициент Джини — это статистический показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов или других благ. Его значения варьируются от 0 (полное равенство) до 1 (максимальное неравенство). Снижение коэффициента в России — позитивный сигнал, указывающий на сближение доходов разных социальных групп. Для сравнения, глобальный коэффициент Джини по доходам снизился с 0,8 до 0,65 в период с 1988 по 2013 год, во многом благодаря экономическому росту в Китае и Индии.
2. Роль образования и промышленности
Анна Лукьянова, доцент факультета экономических наук ВШЭ, связывает успех в сокращении неравенства с развитием промышленности, которое создало устойчивый спрос на квалифицированных рабочих. Дефицит таких кадров на рынке труда естественным образом привел к росту их заработной платы. Людмила Рокотянская, эксперт «БКС Мир инвестиций», добавляет, что в последние годы дополнительным драйвером роста доходов и снижения неравенства стали оборонные расходы и общий дефицит рабочей силы в экономике.
Однако, как отмечают аналитики, с 2019 года тенденция замедлилась. Отдача от образования изменилась, а разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами, который ранее сокращался, снова начал увеличиваться. Сейчас основным фактором, сдерживающим неравенство, является демография и рост заработных плат в промышленном секторе.
3. Экономический контекст и структурные проблемы
Экономист Андрей Бунич напоминает, что современный рост доходов в России происходит на фоне очень низкой базы, сформированной в кризисные 1990-е годы. После периода восстановления экономика начала стабильно расти, хотя и неравномерно по отраслям. Например, сельское хозяйство и здравоохранение показывали хорошие результаты, тогда как наука и образование, критически важные для будущего страны, хронически недофинансированы.
Отвечая на вопрос, не является ли статистическое снижение неравенства результатом массового перетока людей в низкоквалифицированные, но относительно высокооплачиваемые сферы (вроде работы курьером или таксистом), Бунич поясняет: проблема не в самих этих профессиях, а в структурном перекосе экономики. Если остальные сектора не развиваются, а люди массово идут в доставку, это временное явление — рынок быстро адаптируется, и заработки в таких сферах упадут.
4. Вызовы для системы образования
Эксперт указывает на серьезные проблемы в среднем профессиональном образовании. Несмотря на огромный потенциал, его развитие сопровождается «болезнями роста». Многие программы не отвечают реальным потребностям рынка, существует перекос в сторону ненужных специализаций. Часто образование воспринимается формально — как получение «корочки», а не реальных навыков.
«Если курс создан для развития перспективных областей, таких как машиностроение или IT, и люди видят, как эти знания внедряются на практике, они начинают усерднее учиться, — отмечает Бунич. — Но если знания трудно применить, такое образование будут получать лишь единицы-энтузиасты».
5. Главное препятствие: слабое вовлечение бизнеса
Ключевой тезис эксперта заключается в том, что без активного участия бизнеса в подготовке кадров ситуацию не изменить. Декларации о технологическом суверенитете и национальные проекты есть, но их реализация запаздывает. Основная причина — большинство российских компаний, особенно крупных, все еще живут в старой парадигме и не спешат инвестировать в системную подготовку специалистов.
«Чтобы исправить ситуацию, нужно привлекать не только гигантов, но и технологичные малые и средние предприятия, которые могут обслуживать крупные заводы и занимать освободившиеся рыночные ниши», — считает экономист. После ухода многих западных компаний такие возможности появились, но бизнес не торопится ими воспользоваться.
6. Что в приоритете: образование или среда?
Бунич подчеркивает, что само по себе образование, даже самое качественное, не является панацеей. «Если не будет создана необходимая предпринимательская среда и реальные проекты, люди не пойдут в нужные отрасли, даже будучи хорошо образованными. Они просто используют свои знания для работы за рубежом», — поясняет он.
Тем не менее, фокус на техническом и инженерном образовании критически важен. Исторически, до революции и в советское время, именно инженеры и технические ученые были одной из самых обеспеченных и уважаемых профессиональных групп. Возвращение к этой модели, по мнению эксперта, — естественный и необходимый путь для развития страны.
Обратите внимание: Аренда, как бизнес :-))).
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Пока бизнес не будет вовлечен в подготовку кадров, Россия останется страной курьеров.