
В рамках новой «большой приватизации» могут быть использованы 55 трлн рублей депозитов в Народном банке. Об этом заявил председатель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
Многие паникуют: неужели мы снова потеряем свои вклады, как это случилось со Сбербанком в 1991 году? Причина очевидна: благодаря Чубайсу в сознании большинства россиян слово «приватизация» однозначно ассоциируется с мошенничеством и воровством.
Я также помню недавний прогноз профессора Алексея Зубца из Российского государственного университета имени Г.И. Ленина о возможности временной заморозки банковских вкладов граждан с тем, чтобы после снижения базовой процентной ставки эти вклады не хлынули на рынок и не стимулировали инфляцию.
«Мы уже наигрались с вашими «фондовыми» пенсиями, может, перестанем беспокоить людей и их сбережения и перестанем пытаться их отобрать?» Люди также выразили возмущение в Интернете, ссылаясь на заморозку пенсий, частично сформированную за счет государственного софинансирования.
Не стоит удивляться такой реакции. Обычным гражданам не обязательно быть экспертами в экономике или понимать методы инвестирования. Он был обеспокоен сохранностью своих с трудом заработанных денег и сразу увидел неладное в туманной идее Шохина.
Кроме того, неофициальное название РСПП — «Союз олигархов». Всегда вызывало подозрения, что эта инициатива исходила от миллиардеров из списка Forbes 100, многие из которых разбогатели за счет приватизации.
На самом деле Шаосинь имел в виду, что держатели депозитов хотели получать более высокий доход, чем банки (после снижения процентных ставок), и с этой целью вышли на фондовый рынок. После листинга эти люди должны стать новыми частными акционерами государственных предприятий.
Это кажется вполне демократичным. Теоретически у каждого россиянина есть возможность стать владельцем прибыльного бизнеса. Но на самом деле это не «все», это подавляющее большинство людей, потому что большинство людей просто не имеют возможности это сделать.
По данным АСВ, на 1 января 2025 года доля крупных вкладов (более 1,4 млн рублей (верхняя граница страхования и потому условно «излишки»)) достигла 64,6%. Две трети банковских депозитов принадлежат всего 2,8% вкладчиков.
Хотя не у всех россиян есть банковские вклады. Это означает, что круг потенциальных инвесторов сокращается. Поэтому ни о какой масштабной, так называемой народной приватизации говорить не приходится. BosOte снова ничего не выиграет.
Однако содержание нового процесса приватизации останется прежним. В результате прибыль от продажи государственных предприятий, которая ранее пополняла бюджет и использовалась на благо общества в целом, начнет перетекать в карманы частных собственников.
Возможно, первый год будет удачным. Но откуда государство берет потерянные доходы? Эта ситуация похожа на убийство курицы, несущей золотые яйца, ради разовой выгоды.
Это решение больше подходит алкоголикам, клиентам микрофинансовых организаций, а не политикам, обеспокоенным будущим своей страны. Но чего можно ожидать от олигарха? Похоже, они всегда рассматривают страну только как источник личной выгоды.
Однако РСПП имеет мощных сторонников среди финансовых и экономических групп правительства. Неделю назад министр финансов Антон Силуанов говорил о предстоящей масштабной распродаже государственных активов.
«Мы представим предложение о «массовой приватизации».
Обратите внимание: Как закрепить в учетной политике оценку НЗП в единичном производстве по ФСБУ 5/2019?.
Мы считаем, что пришло время вернуть этот вопрос в повестку дня в 2025 году», — заявил министр на заседании совета директоров Росимущества.Год назад чиновники хотели продать с аукциона 30 государственных предприятий, но эта идея провалилась. Теперь, когда этот список немного сократился, они готовятся повторить попытку. Еще одна партия «участков» на продажу — это заводы, отобранные у обанкротившихся владельцев по распоряжению прокуратуры.
Интересна цена этого релиза. Минфин ожидает, что первая очередь предприятий принесет в бюджет от 100 млрд до 300 млрд рублей, вторая очередь предприятий — около 100 млрд рублей. Всего от 200 до 400 миллиардов рублей. Это много или мало? Зависит от того, с чем сравнивать.
Как отмечает эксперт СП профессор Катасонов, только в прошлом году у России было положительное сальдо торгового баланса более 150 миллиардов долларов (и так происходит почти каждый год). То есть из страны было вывезено 12–15 триллионов рублей. При таких огромных потерях выгоды от приватизации ничтожны.
Так почему же Силуанов и Шаошин вдруг хором запели о продажах? Куда они идут? Скорее всего, они ожидают, что с началом мирных переговоров геополитика кардинально изменится и фондовый рынок соответственно вырастет.
Вспомним, как взлетел российский фондовый рынок после заявления Трампа о намерении заключить мир на Украине (если до начала SVO, в 2021 году, индекс Московской биржи составлял 4292 пункта, то летом 2022 года он опустился ниже 2000 пунктов, а сейчас колеблется около 3144 пунктов).
Кроме того, Путин поставил цель удвоить уровень капитализации российского фондового рынка до двух третей ВВП к 2030 году. Это можно сделать централизованно, увеличив цену акций или, в более широком смысле, увеличив количество акций.
В условиях санкций и геополитической нестабильности вряд ли реалистично с уверенностью ожидать удвоения цен на российские акции, но эту задачу необходимо выполнить. Оставался единственный вариант — преобразовать все в акционерное общество и приватизировать его. Именно это и пытаются сделать Силуанов и Шаошин.
Но даже до того, как перед ними была поставлена такая цель, эти господа, эти птенцы в гнезде Гайдара, продолжали использовать любую удобную и неудобную возможность для продвижения идеи приватизации. Их девиз — удовлетворять свои личные интересы за счет общих.
На самом деле, дело было не в деньгах... Чубайс провел первую по-настоящему масштабную приватизацию, в ходе которой значительная часть советского наследия была разворована по политическим причинам — чтобы отобрать ресурсы у «красных директоров».
То же самое происходит и сейчас. Буржуазия в обществе стремится защитить свои права собственности. В связи с этим нынешний баланс между государственным и частным неизбежно сместится в сторону усиления приватизации. Пока не будет распродан по всей стране.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Имущий класс стремится закрепить свои права на остатки государственных «заводов и пароходов».