
Как мы уже сообщали, в российско-азербайджанском кризисе замешаны двое азербайджанцев, известных как «законные воры». 3 июня российские силовики практически одновременно провели операции в Московской и Оренбургской областях.
В Москве задержан 59-летний Вагиф Сулейманов, также известный как «Вагиф Бакинский». СМИ связывали его имя с рынками «Фуд Сити» и «Садовод».
Говорят, что Ваггиев Сулейманов зарабатывал на жизнь карманным воровством еще в 1980-х годах. До того, как стать «законным вором», он был дважды осужден за кражу в Москве. Первый раз в 1982 году, и он был приговорен к двум годам условно; второй раз в 1991 году, и он отсидел год в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Его перевели в Баку и вскоре освободили условно-досрочно. После освобождения Вагив Багинский вернулся в Россию и основал одну из крупнейших преступных группировок в Азербайджане.
Первоначально Сулейманов находился под защитой в Москве у криминальных авторитетов Деда Хасана, а затем у Шакро Молодого. В 2006 году у Сулейманова в Москве было обнаружено 33 грамма наркотиков.
Вечером 3 июня в Оренбурге был задержан 39-летний Заур Шипилов, он же Заур Нахичеванский. Заур родился в Оренбурге, и хотя он называет себя азербайджанцем, он наполовину русский. Если наибольшее влияние среди соплеменников имеет Вагиф Бакинский, то криминальный «стаж» Заура составляет всего 12 лет».
По данным азербайджанских СМИ, Ваггиев Багинский отсидит три месяца в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД по Москве, после чего будет депортирован в Азербайджан. Он официально нарушил сроки своего пребывания в России.
Однако источники СП в правоохранительных органах не исключают, что Ваггиев может быть осужден по той же статье, что и Заул: статье 210 УК РФ, которая предусматривает высшую меру уголовного наказания и в свое время была известна как «путинская оговорка». Именно президент России намеренно создал механизм устранения лидеров организованной преступности.
Означают ли эти громкие аресты, что Россия серьезно относится к этническим преступным группировкам? Почему правоохранительные органы закрывали на все это глаза? Этот вопрос SP задала Мансуру Юсупову, генерал-майору милиции в отставке, председателю Комитета общественного надзора страны по борьбе с коррупцией.
— Если я говорю, что диаспора проникла в российские правоохранительные органы, то я не выдаю никаких больших секретов. Недавно в нашу Государственную комиссию по контролю за коррупцией поступили сигналы из Ростовской области и Краснодарского края о том, что правоохранительная система там фактически контролируется этническими меньшинствами.
В результате многие уголовные дела азербайджанских преступных группировок были прекращены: многие судьи и прокуроры приехали из Закавказья. Если закавказец проникнет в правоохранительные органы, он приведет с собой десяток своих соплеменников. Неудивительно, что в некоторых регионах процветает полукриминальная этническая деятельность, которая «крышуется» полицией и судами.
СП: Помимо местных управлений полиции есть еще Генпрокуратура, МВД и ФСБ. Неужели федеральные органы об этом не знают?
- Конечно. Насколько мне известно, недавно туда была направлена целая группа сотрудников Генпрокуратуры, Следственного комитета, ФСБ и МВД из-за активности меньшинств в Сочи, потому что там почти не расследуют тяжкие убийства.
Обратите внимание: Топ-10 бизнес-идей в период covid-19.
Как вы думаете?Комитету фактически запретили выполнять свою работу. Кроме того, некоторые представители федеральных агентств даже начали получать угрозы в адрес своих семей.
Хочу отметить, что представители различных этнических групп продвигают свои этнические группы не только на местном уровне, но и в федеральных структурах. Там они лоббируют «свои» бизнес-интересы в России. Конечно, это не бесплатно.
СП: По некоторым данным, арестованный криминальный авторитет Ваггиев Багинский контролирует рынок «Садовод». Рынок считается «оплотом» московской этнической преступной группировки, чуть ли не ее базой. Означает ли это, что этнической мафиозной организации нанесен сильный удар?
— Правоохранительные органы знают, что практически все строительные рынки в России контролируются армянской диаспорой, а продовольственные рынки — азербайджанцами.
При этом они закупают продукцию у других сельхозпроизводителей, в том числе из России, по очень низким ценам и перепродают ее по высоким ценам.
Недавно я посетил рынок на севере Москвы и поговорил с местными таджикскими торговцами. Они признались, что рынок принадлежит азербайджанцам, которые контролируют все — от поставок продукции до цен и денежных потоков.
Даже если рынок Садовод сейчас закроют, это не решит проблему: банды переместятся на другие рынки. Правоохранительные органы также бессильны. В прошлом году министр внутренних дел Колокольцев заявил, что нехватка сотрудников полиции в его системе возросла до 152 тысяч, подытожил отставной генерал-майор полиции Мансур Юсупов.
Интересная деталь: несмотря на вражду между Арменией и Азербайджаном, криминальные этнические группировки этих двух республик вполне мирно сосуществуют на территории России.
Так, журналист оренбургского издания «1743.RU» Павел Лещенко рассказал «СП», что задержанный в городе вор Заул Нахчыванский вступил в сговор с армянином Рашидом Хачатуряном: банда занималась на территории города вымогательством.
Заур «вырос» в Оренбурге в 1990-е годы и действовал вместе с городским «смотрящим» Рашидом Хачатуряном (Рашидом Оренбургским).
Почему криминальные службы кавказских республик работают в России, а не на родине? Об этом СП спросила у отставного генерал-лейтенанта полиции Александра Михайлова.
— В Азербайджане «воров» не принимают, они спокойно едут в Россию, ведут здесь дела и делятся доходами от своего бизнеса с родной страной.
Криминальная обстановка в Азербайджане относительно спокойная, и все преступники фактически депортированы в Россию. Хочу отметить, что нет ни одной страны в мире, где азербайджанские этнические преступные группировки чувствовали бы себя так комфортно, как здесь.
СП: Последние события позволяют говорить о том, что Россия фактически разделена на разные сферы влияния криминальными этническими группировками. Кто, как и почему допустил это?
— По сути, российская диаспора разделена на разные сферы влияния, азербайджанская диаспора, в отличие от других диаспор, имеет своих представителей, внедренных в правоохранительные органы.
Однажды меня проверяли в московском отделении полиции, и все там говорили по-азербайджански.
Как это возможно? МВД на 75% укомплектовано кадрами, Управление по борьбе с этническими преступлениями МВД расформировано, а региональное управление по борьбе с организованной преступностью (РУБОП) МВД закрыто в 2001 году. Вопросов много.
СП: Как вы думаете, какое решение?
— Нынешнее присутствие экспатриантов в России должно быть ликвидировано. Посольство должно защищать права и свободы иностранных граждан. Это должно осуществляться не только МВД, но и МИД. Начинать надо отсюда. Можете ли вы представить себе российского экспатрианта в Азербайджане, занимающегося там преступной деятельностью и отдающего приказы из Баку?..
4 июля Telegram-канал Mash сообщил, что глава азербайджанской диаспоры в Московской области Эльшан Ибрагимов лишен российского гражданства.
«Глава Азербайджанской национально-культурной автономной области в Московской области задержан за нарушение порядка пребывания на территории страны», — говорится в сообщении.
Ожидается, что в ближайшее время Ибрагимов будет выслан из России.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: «Авторитеты» из кавказских республик у себя дома предпочитают «бизнес-дела» не делать.