Дутым топ-менеджерам очень нравится, когда подчиненные им в рот заглядывают

Льстецы — мастера любого дела. Как сказал один из героев Максима Горького, «не головой, а дубинами и рублями они строят свою власть». Так было с древних времён, и не только в России. Учёные это подтвердили.

«Journal of Applied Psychology», ежемесячный американский психологический журнал, опубликовал результаты оригинального исследования, посвященного развенчанию популярных мифов о справедливости на рабочем месте.

В первом исследовании приняли участие 315 китайских менеджеров и сотрудников программы MBA, разработанной для обучения менеджеров эффективному управлению бизнесом. Во втором исследовании приняли участие более 500 ведущих специалистов из США. Добровольцам было предложено представить себя руководителями и оценить поведение своих сотрудников, варьируя его от открытой критики до прямого одобрения. В течение шести месяцев участники заполняли анкеты, документируя собственное поведение и реакцию коллег.

Результаты оказались очевидными: в обоих случаях руководители в первую очередь поддерживали подчинённых, которые их хвалили. Они становились более доверчивыми. Те же, кто подвергал сомнению решения руководства, наоборот, как говорится, «попадали в беду».

Проанализировав поведение сотен пар «руководитель-подчинённый», учёные пришли к выводу, что справедливости не существует. Они объясняют это психологией власти: властные динамики рассматривают критику как угрозу статусу, а похвалу — как подтверждение лояльности.

Есть одно важное исключение: если критически мыслящий человек активно помогает руководителю решить сложную проблему, страх руководителя «заботиться о своей голове» исчезает. Такой сотрудник становится не врагом, а союзником. Однако такая ситуация встречается редко.

Если бы наша страна могла поставить такой диагноз! Об этом мечтал ещё Николай Васильевич Гоголь, и это отчётливо видно в его бессмертных произведениях.

СП провело небольшой опрос известных соотечественников по этому вопросу.

Не все, кто брал трубку, соглашались обсуждать эту тему. Некоторые менеджеры, артисты и даже известный футбольный тренер, услышав слово «лесть», в лучшем случае говорили, что заняты, и тут же бросали трубку. В худшем — возмущались без видимой причины. Однако таких людей было мало.

Мы отобрали людей разных профессий, характеров и возрастов из числа тех, кто мог вести содержательную беседу.

Антон Хабаров — известный актёр театра и кино. Наиболее известен по роли графа Орлова в сериале «Великий золотой век».

СП: Не секрет, что ваша актёрская карьера не была гладкой. Вы переходили из одного театра в другой, и режиссёры не сразу вас приняли. Это из-за вашего покладистого характера или есть что-то ещё?

— Сложный вопрос... Да, я ушла из трёх театров. Это было из-за моего характера — что-то просто не подходило мне в творческом плане. Не было никакого будущего. И я чувствовала, что неправильно сидеть в гримёрке и обсуждать руководство. Менять театр сложно. Я ушла из театра «Модерн» через четыре года. Потом пошла в Театр Маяковского. Потом в Театр на Покровке. Я искала настоящее искусство, как когда-то искала Фаина Раневская.

СП: Другими словами, вы спорили с режиссером, тем самым подвергая сомнению его мнение о вашей роли и вашем месте в труппе?

— Я спорил. Но не поднимал шума. Я просто предлагал кучу идей. Я сам создавал всех своих персонажей, независимо от того, нравились они другим или нет.

СП: Вы переживали из-за необходимости уезжать?

Конечно. Это тяжело. Например, я вошёл в труппу «Современный человек» на главную роль. Через два года режиссёр нашёл новую любовь, и у меня появилось свободное время. Театр сам по себе склонен к предвзятости. Это структура, всегда полная интриг. В кино то же самое происходит, но в меньшей степени.

Многие актёры в подобных ситуациях долго ждут.

Обратите внимание: Microsoft Office 365 следит за сотрудниками на удалёнке — это многим не нравится.

Потерять цель и ничего не менять — это ужасно. Это порочный круг. Но если ничего не меняется, ничего и не произойдёт.

Талантливые и самодостаточные люди не сидят сложа руки в ожидании неудачи; именно поэтому они добиваются успеха. Но как насчёт самых перспективных? Даже если они получат роль, это не значит, что всё будет хорошо. Мой старший коллега как-то сказал: «Роль можно получить благодаря связям, но зрители тебя не полюбят из-за них». Съёмки ради съёмок, зарабатывание денег ради зарабатывания денег — всё быстро заканчивается, оставляя после себя лишь пустоту.

Важно найти место, где ты нужен. Я нашёл свой театр: Московский государственный театр. Мне очень нравится там выступать. Я нашёл для себя свою нишу.

Дискуссию продолжил Борис Чуклов, бывший чемпион СССР по футболу в составе ленинградского «Зенита» 1984 года, ключевой игрок сборной СНГ и мини-сборной России.

«Конечно, в футболе есть завистники, льстецы и доносчики. Всё зависит от удачи, от команды и от тренера», — сказал Борис, отвечая на звонок из SP. «Мне посчастливилось играть за «Зенит» при тренере Павле Садрине. Он был очень недоволен теми, кто пытался ему угодить или подстроиться под него. „Нужно подстраиваться под игру!“» — сказал однажды Павел Фёдорович.

СП: А эти подхалимы и стукачи тоже играют за основную команду?

Среди игроков Садина таких почти не было. У нас в тренерском штабе были такие. Они обожали подслушивать наши неформальные разговоры и льстить боссу так, как им было выгодно. Даже вспоминать не хочу.

СП: Как Павел Федорович относился к людям, которые с ним спорили?

Личные разговоры он делает только с игроками. Он терпеть не может сплетни.

«СП»: О других ключевых игроках «Зенита» до и после Садина этого сказать нельзя.

— По городу о них ходят разные слухи…

Отечественная экономика также не избежала раболепия перед лестью, и в этом виновата бюрократия. Так считает Андрей Бунич, многолетний председатель Российского союза предпринимателей и арендаторов, кандидат экономических наук.

В принципе, внутри бюрократической системы нет никаких ограничений. Это связано с отсутствием прямого вознаграждения за действия конкретных чиновников. Нет никаких показателей или объективных стандартов, которые могли бы предотвратить скатывание ситуации в абсурд.

СП: В каких областях больше всего судебных разбирательств?

— В основном это касается монополий. В энергетическом секторе, особенно «Газпрома». Там всё идёт гладко, усилий не требуется. С момента своего существования компания страдала от раздутого штата и высоких зарплат. То же самое касается и финансовых учреждений, в том числе государственных. Сейчас в аграрном секторе много крупных холдингов. В строительной отрасли наблюдаются серьёзные дисбалансы из-за несоответствия реальных бизнес-результатов.

Эта болезнь распространилась по всей нашей экономике в период «урожая». Большая группа так называемых топ-менеджеров подавила всё и вся. Они разработали модель, суть которой заключается в следующем: пока не рискуешь, можешь добиться успеха в армии. Миллионы россиян уверовали, что именно так и должно быть на работе.

Это огромное препятствие для страны. Адаптивные люди не способны эффективно мыслить в политической и военной среде. Нужны идеи, реальные решения и честность.

СП: Можно ли это вылечить?

Жизнь залечивает раны. Сейчас мы находимся в условиях настоящей конкуренции. Очевидно, что мы больше не можем цепляться за статус-кво. Менеджеров, привыкших к безделью, необходимо мотивировать и перевести на реальный рабочий режим. Необходимо установить объективные критерии отбора талантов. Лесть должна быть искоренена и не допускаться в будущем. Это будет сложно, но необходимо.

«СП»: Сколько времени это займет?

Если отнестись к этому серьёзно, это произойдёт нескоро. Но у России нет выбора.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Дутым топ-менеджерам очень нравится, когда подчиненные им в рот заглядывают.