Детям мигрантов нужна помощь в изучении русского языка: СПЧ обсудил острые вопросы миграции

Активная миграция в Россию из стран Центральной Азии порождает ряд серьёзных социальных вызовов. Именно эти проблемы, включая самые острые, стали центральной темой пресс-конференции Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ.

1. Проблема языка и доступа к образованию

Одна из ключевых трудностей — отсутствие точной статистики по мигрантам. По оценкам экспертов, в 2022 году в страну прибыло около 3.5 миллионов человек, но отследить, сколько из них остаётся, практически невозможно из-за особенностей миграционного законодательства. По данным Росстата, число зарегистрированных мигрантов достигает 16.9 млн, однако эта цифра весьма условна.

Особую тревогу экспертов вызывает ситуация с детьми трудовых мигрантов. Как признал глава СПЧ Валерий Фадеев, их точное количество неизвестно. Многие из этих детей не посещают школу, а главное — не владеют русским языком, что делает обучение невозможным. По разным оценкам, от 50% до 75% детей с миграционным прошлым плохо знают или совсем не знают русского.

«Закон гарантирует право на образование всем детям, включая неграждан. Но как они могут учиться, не понимая языка? — задаётся вопросом Фадеев. — Для реализации этого права необходимо сначала обучить их языку. Создаются подготовительные курсы, но, возможно, требуется и законодательное закрепление обязанности для всех детей мигрантов бесплатно освоить русский до поступления в школу».

СПЧ предлагает привлекать к разработке таких курсов школьных учителей, которые впоследствии будут работать с этими детьми. Это повысит заинтересованность педагогов в реальном результате.

Парадоксально, но даже получившие гражданство семьи мигрантов иногда не отправляют детей в школу. Масштабы явления не изучены — речь может идти о тысячах или десятках тысяч случаев. Часто проблема кроется в самих родителях, особенно в матерях-домохозяйках, которые сами не знают языка и не стремятся его выучить.

«Эти женщины получают все положенные выплаты: детские пособия, материнский капитал, — отмечает Фадеев. — Моё жёсткое, требующее обсуждения предложение: сделать знание русского языка обязательным условием для получения социальных льгот».

2. Интеграция и школьные сообщества

Стимулирование интеграции — важнейшая задача. Однако в некоторых регионах, например, в Московской области и Санкт-Петербурге, доля детей мигрантов в школах достигает 20% и 10% соответственно. В отдельных учебных заведениях она может доходить до половины. Это создаёт замкнутые сообщества внутри школы, что затрудняет адаптацию как для самих детей-мигрантов, так и для их сверстников.

СПЧ предлагает рассмотреть введение ограничений на процент детей-иностранцев в одном классе или школе. Педагогический опыт показывает, что пороговая величина для эффективного обучения — 15-20%. Превышение этого лимита делает проведение полноценного урока крайне сложным.

Иногда активность родителей-мигрантов приводит к конфликтам на культурной почве. Известны случаи, когда они пытались запретить новогодние праздники и установку ёлок в школах.

3. Ответственность работодателей и этнические анклавы

Как отметил на пресс-конференции член СПЧ Кирилл Кабанов, ключевую ответственность за привлечённую рабочую силу должен нести работодатель. На практике же часто целью является минимизация издержек: мигрантов переводят в «тень», не платя налоги. По данным Минтруда, легально трудоустроены не более 30% мигрантов.

Работодателю, получившему новых работников из-за рубежа, часто безразлично, куда деваются предыдущие. Те, в свою очередь, нередко формируют компактные этнические сообщества — анклавы, которые иногда приобретают криминальный оттенок.

«Мы слышим от чиновников: "для отрасли нужно ещё полмиллиона мигрантов". А куда делись предыдущие полмиллиона?» — задаёт риторический вопрос Кабанов.

В таких анклавах может устанавливаться свой порядок: например, контроль над управляющими компаниями, что лишает местных жителей возможности устроиться дворником. Вместо интеграции через общую школу иногда создаются закрытые религиозные учебные заведения с обучением на родном языке, цели которых не всегда ясны.

«Правоохранительные органы часто бездействуют, сталкиваясь с нелегальной школой или местом культа, опасаясь резкой реакции посольств стран исхода», — поясняет Кабанов.

В заключение Валерий Фадеев подчеркнул, что вопросы трудовой миграции находятся в ведении правительства. Однако СПЧ берёт на особый контроль реализацию права детей на образование, фундаментом которого является знание русского языка.

Обратите внимание: Мальдивы станут первой страной в мире, предлагающей программу лояльности путешественников!.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Вопросы, в том числе весьма острые, порождаемые активной миграцией в РФ из соседних азиатских стран, стали предметом пресс-конференции Совета по правам человека при президенте РФ.