Инженеры Boeing в поисках убежища: загадочные смерти и системный кризис в авиагиганте

Группа бывших высококлассных инженеров американской авиастроительной компании Boeing Commercial Airplanes, по сообщениям, ищет убежища в посольстве Эквадора. Эта ситуация вызывает прямые ассоциации с историей другого известного разоблачителя, Джулиана Ассанжа, которого ранее защищали в том же дипломатическом представительстве. Причиной такого отчаянного шага стала череда загадочных смертей среди сотрудников, осмелившихся говорить о проблемах безопасности в компании.

1. Череда подозрительных смертей

Обстоятельства гибели бывших инженеров Boeing выгляд крайне подозрительно. Первой жертвой стал Джон Барнетт, который скончался от огнестрельного ранения, официально признанного самоубийством. До этого он неоднократно выступал против использования некачественных крепежных элементов в конструкции самолетов. Хотя дефектные болты в итоге были заменены, новые детали, по словам инженера, не обеспечивали должной надежности, создавая угрозу разрушения воздушного судна в полете.

Еще один бывший аудитор по качеству поставщиков Boeing, Джошуа Дин, умер от внезапно развившейся скоротечной инфекции. Примечательно, что, согласно данным Seattle Times, 45-летний мужчина вел здоровый образ жизни, что делает его смерть особенно необъяснимой.

Конструктор и технолог Карлос Дэвис, выступавший против внедрения легковоспламеняющихся, но дешевых материалов и более тонкой электропроводки, вскоре после своих заявлений заметил, что за ним установлена слежка. Впоследствии на него было совершено покушение. По словам самого Дэвиса, власти дали понять, что это не личное дело, а часть более масштабной проблемы. Ему пришлось буквально спасаться бегством, «выпрыгнув из окна и спрятавшись».

2. Системный кризис Boeing: мнение эксперта

Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации, а ныне член Общественного совета Ространснадзора, считает, что падение репутации Boeing началось несколько лет назад и носит системный характер.

— Толчком стали две катастрофы самолетов Boeing 737 Max в Эфиопии и Индонезии, унесшие жизни 346 человек. Эти трагедии ясно показали, что в компании существуют серьезные проблемы, — отмечает эксперт. — Расследование, в котором участвовали даже высшие чины США, выявило грубые нарушения. Например, Федеральное авиационное управление (FAA) делегировало часть функций по сертификации самому производителю, что является серьезным административным правонарушением. Сертификация — это ключевой инструмент контроля безопасности. В случае с Boeing этот контроль, по сути, был фиктивным.

Проблемы носят не случайный, а системный характер, что подтверждается продолжающимися инцидентами. Совсем недавно во время полета у лайнера Alaska Airlines на внутреннем рейсе в США оторвался фрагмент фюзеляжа вместе с дверью.

— Если бы подобное произошло на крейсерской высоте в 10 000 метров, мгновенная декомпрессия привела бы к гибели всех на борту, — подчеркивает Смирнов. — Каждый день поступают сообщения о новых неполадках: сбоях в гидравлике, проблемах с шасси. Это результат кадровых ошибок, потери опытных специалистов и игнорирования конструкторских замечаний. А теперь к техническим проблемам добавилась и человеческая трагедия — гибель информаторов, причем людей молодых и полных сил.

3. Судьба разоблачителей и реакция компании

В США статус «информатора» (whistleblower) формально защищает тех, кто сообщает властям и общественности о нарушениях. Однако на практике защита часто оказывается иллюзорной. Так, бывший инженер Boeing Сэм Салехпур в своих шокирующих показаниях Конгрессу заявил, что на заводах компании сознательно используют дефектные детали, игнорируя риски для безопасности.

Джон Барнетт скончался вскоре после выхода документального фильма Netflix «Крушение: Дело против Боинга», где он и его коллеги выступали в качестве основных источников. Перед смертью он предупредил родных: если с ним что-то случится, это точно не будет самоубийством.

Несмотря на отставку топ-менеджеров компании, включая генерального директора Дэвида Кэлхуна, исправить ситуацию, копившуюся более десяти лет, крайне сложно. Кризис продолжается, а конкуренты, в первую очередь европейский Airbus, усиливают свои позиции. Boeing несет колоссальные убытки из-за приостановки эксплуатации целых парков самолетов и требований авиакомпаний о компенсациях.

4. Будущее Boeing и последствия для России

По мнению Олега Смирнова, компания, будучи системообразующим предприятием для США и монополистом в своей сфере, в конечном итоге справится с трудностями. Однако для России происходящее служит серьезным уроком.

— Нашим контролирующим органам, в первую очередь Ространснадзору, нельзя допускать ослабления контроля, как это произошло в США, — считает эксперт. — Ни один самолет без действующего сертификата летной годности не должен перевозить пассажиров.

Российские авиакомпании продолжают эксплуатацию самолетов Boeing, находя решения в условиях санкций благодаря опыту отечественных инженеров. Однако необходимо заранее прогнозировать и минимизировать все возможные риски, связанные с поддержанием воздушных судов иностранного производства.

Что касается версий о влиянии отсутствия российского титана на безопасность Boeing, Смирнов считает их преувеличенными: альтернативные источники сырья существуют, хотя их использование и ведет к значительному удорожанию производства.

Пока же самыми уязвимыми звеньями в этой цепи остаются сами разоблачители. Официальный представитель Boeing Борис Мендоса отрицает любые факты преследования, списывая тревоги сотрудников на «богатую фантазию» и «длинные языки». Он заявил, что компания лишь «вежливо общается» с теми, кто распространяет «слухи», советуя всем быть «дружелюбными». Для тех же, кто недостаточно «дружелюбен», «корпоративная семья» может найти свои меры воздействия.

Обратите внимание: Афганистан захотел вмешаться в американские выборы. Вы серьёзно?.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Американские спецы высокого класса, работавшие на авиазаводах, «собрались в Эквадор» в поисках убежища.