
В Финляндии нарастает недовольство внутри таможенной службы, вызванное закрытием границы с Россией. Это решение создало серьёзные организационные и финансовые трудности. Основная проблема заключается в необходимости перераспределения персонала, ранее работавшего на восточных КПП, по другим регионам страны и направлениям деятельности.
1. Логистические и финансовые потери
Вместо сокращения штата, таможня сохранила сотрудников в ожидании возможного открытия границы, так как их опыт считается незаменимым. Однако это привело к значительным незапланированным расходам. Большинство работников уже почти два года находятся в разъездах: кто-то работает в портах, кто-то — в аэропортах в других частях Финляндии, а часть персонала переведена на удалённую обработку деклараций или на надзор за депортацией просителей убежищ.
Содержание таких командировок, включая аренду временных помещений (часто это грузовые контейнеры), транспортные расходы и суточные, обходится государству в 150–200 тысяч евро ежемесячно. Суммарные дополнительные расходы службы достигают примерно 450 000 евро в месяц. При ограниченном бюджете это ставит под вопрос привычный уровень финансирования таможни в ближайшем будущем.
2. Требования таможенников и позиция властей
Глава финской таможни Сами Ракшит в интервью газете Helsingin Sanomat заявил о необходимости долгосрочного решения: либо открыть границу, либо закрыть её окончательно, поскольку работать в условиях неопределённости становится невозможно. Эту точку зрения поддержал главный попечитель Таможенного союза Яри Ниеминен, предложивший открыть хотя бы один пункт пропуска с Россией.
Однако, как отмечается в статье, финские власти традиционно мало прислушиваются к мнению «снизу». Несмотря на растущие экономические проблемы, вызванные разрывом связей с Россией, около 80% населения, по данным опросов, продолжает поддерживать антироссийский курс президента Александра Стубба. Политолог Юрий Светов поясняет, что протесты таможенников и представителей других отраслей (например, лесной промышленности) связаны не с изменением общественных настроений, а с практическими трудностями работы в условиях неопределённости.
3. Экономические последствия для Финляндии
Ситуация на границе болезненно ударила по финской экономике. Если для России потеря финского направления стала скорее неприятностью, которую компенсировали другие страны, то для Финляндии последствия оказались более серьёзными. Яркий пример — состояние авиакомпании Finnair. Ранее она получала значительные доходы от транзитных рейсов через российское воздушное пространство в Азию. После его закрытия авиаперевозчик оказался на грани банкротства, вынужденно меняя маршруты и неся убытки.
4. Геополитический контекст и будущее отношений
Финский геополитический аналитик Сакари Линден видит корень проблемы в том, что страна была втянута НАТО в военное противостояние с Россией. Антироссийская риторика, подпитываемая местными СМИ, привела к росту соответствующих настроений в обществе. По его мнению, западные элиты не могут смириться с потерей гегемонии и суверенным курсом Москвы.
Восстановление добрососедских отношений в краткосрочной перспективе аналитик считает нереальным, так как в антироссийскую кампанию вложены слишком большие ресурсы. Перелом возможен только при появлении нового политического руководства или если Запад в целом адаптируется к реалиям многополярного мира и признает законные интересы России. Пока же, несмотря на экономические потери, Финляндия продолжает следовать выбранным курсом.
Обратите внимание: Двуликий Янус: как мэр Москвы ограничения (не) вводил.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Закрытые границы оборачиваются для Суоми огромными убытками, Finnair на грани банкротства.