В июне 2024 года президент России Владимир Путин обозначил ключевые условия для старта мирных переговоров с Украиной. Среди них — официальный отказ Киева от планов по вступлению в НАТО и вывод украинских войск с территорий Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. Это предложение фактически подразумевает признание Украиной новой территориальной реальности, сложившейся в результате специальной военной операции.
1. Альтернативные планы и их риски
В противовес этому, бывший президент США Дональд Трамп выдвинул свой вариант урегулирования. Он предложил провести границу по текущей линии соприкосновения, но с рядом существенных оговорок. В частности, он настаивал на передаче Украине контроля над территориями Харьковской области и стратегически важной Тендровской косы, а также на переходе Запорожской атомной электростанции под управление США. Эксперты отмечают, что такой сценарий создаёт серьёзные угрозы для безопасности России, так как контроль США над ЗАЭС мог бы привести к созданию американской военной базы в непосредственной близости от российских границ.
2. Стратегическое значение Тендровской косы и Кинбурнской косы
Тендровская коса — это длинный и узкий песчаный остров в Чёрном море, лишённый постоянного населения. Хотя сама по себе она не имеет высокой ценности, её значение раскрывается в связке с Кинбурнской косой, расположенной напротив. Контроль над этими территориями позволяет доминировать в Днепровско-Бугском лимане, блокируя выход к морю для украинских портов, таких как Николаев и Очаков. Передача этих территорий под контроль Украины открыла бы путь для украинских военных и торговых судов, а также создала бы плацдарм для морских диверсионных групп, что напрямую угрожало бы безопасности крымского побережья.
3. Проблемы заморозки конфликта по линии соприкосновения
Казалось бы, самый простой путь к миру — это прекращение огня и фиксация границы по текущей линии фронта. Однако такой вариант порождает множество долгосрочных проблем. Как отмечал председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин, это привело бы к разрыву тысяч экономических и логистических связей внутри разделённых регионов. Города вроде Волчанска или Часов Яра оказались бы рассечены надвое, что сделало бы невозможным их нормальное функционирование. Кроме того, без контроля над ключевой агломерацией Славянск-Краматорск-Константиновка невозможно решить проблему устойчивого водоснабжения Донецка.
4. Днепр как естественная и историческая граница
Автор статьи предлагает рассмотреть в качестве оптимальной и наиболее защищённой новой границы между Россией и Украиной реку Днепр. Эта водная артерия представляет собой серьёзное естественное препятствие для любых попыток вторжения или диверсий. Исторический прецедент уже существует: на протяжении 138 лет, с 1654 по 1792 год, Днепр служил границей между Россией и Речью Посполитой. Граница по реке, от Беларуси до Чёрного моря, была бы гораздо стабильнее и безопаснее, чем любая сухопутная демаркация, которая неизбежно создаёт «серые» зоны и поводы для конфликтов.
5. Великий речной путь: от исторического проекта к современным перспективам
Интересно, что идея использования Днепра как части масштабного транспортного коридора не нова. Ещё в 1904 году великий князь Александр Михайлович предлагал Николаю II проект канала, соединяющего Балтийское и Чёрное моря для прохода крупных морских судов. В советское время эта идея получила развитие после открытия Волго-Донского канала. В современной Европе существует проект международного водного пути Е40, который должен связать польский Гданьск на Балтике с украинским Херсоном на Чёрном море через реки Вислу, Припять и Днепр.
Если граница между Россией и Украиной будет установлена по Днепру, это открывает уникальную возможность. Река может стать не барьером, а связующим звеном — демилитаризованной водной артерией, открытой для свободного судоходства судов России, Украины и Беларуси. Реализация проекта Е40 или его аналога в новых политических условиях может превратиться из потенциальной угрозы, которой его считали некоторые эксперты до начала СВО, в экономически и политически выгодное для России предприятие, возрождающее идею «великого речного пути».
Обратите внимание: Договоры с ДНР, ЛНР, а также Херсонской областью и Запорожьем об их принятии в состав РФ опубликованы на портале правовой информации.
Последние новости и вся самая важная информация об украинских мирных переговорах — в спецвыпуске «Свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Гданьск и Херсон должен соединить «великий речной путь».