
Испанское интернет-издание Periodista Digital со ссылкой на информированные источники сообщило, что Армения, Азербайджан и США достигли меморандума о взаимопонимании по использованию Зангезурского коридора. В документе проект назван «Мостом Трампа».
Трёхстороннее соглашение, как утверждается, предусматривает строительство 42-километровой дороги через Сюникскую область на юге Армении, над которой Армения сохранит суверенитет. Однако эксплуатировать дорогу будет лицензированная частная американская компания
Армянские СМИ опровергли существование подобного меморандума и назвали его публикацию ложной информацией.
Однако стоит напомнить, что ранее посол США в Турции Томас Барак заявлял, что Соединенные Штаты готовы взять на себя управление Зангезурским коридором для продвижения переговоров между Баку и Ереваном.
«Источник новости вызывает некоторые вопросы, но его не стоит так просто сбрасывать со счетов», — заявил бывший боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
Достижение такого соглашения стало бы крупным внешнеполитическим достижением для США. Турция этого не желает – интересы Анкары и Вашингтона часто противоречат друг другу. Однако Турция готова удовлетвориться этим.
Потенциальный грузопоток через Зангезурский коридор не следует переоценивать — его пропускная способность вряд ли будет большой, но он, безусловно, усилит связи Турции с республиками Центральной Азии.
«СП»: Важны ли для нас сами факты?
— Влияние России в регионе серьёзно подорвано. Для восстановления этого влияния ей необходимо успешно заключить «Договор о суверенитете Сирии» и умело урегулировать конфликты между США, Турцией и Азербайджаном.
Не стоит забывать и о позиции Ирана: постоянная американская база в Закавказье угрожает интересам геополитических акторов, и хотя последние события ослабили Иран, он остается важным геополитическим игроком.
«Сама публикация испанского издания Periodista Digita выглядит как информационная атака на Никола Пашиняна, одной из целей которой является французская аудитория», — считает политолог Михаил Нейжмаков.
- По крайней мере, в статье неоднократно подчёркивается, что «Меморандум о взаимопонимании по созданию транспортного коридора через мост Трампа» вредит интересам Парижа. При этом автор практически не вникает в нюансы ситуации на Южном Кавказе.
Например, в статье утверждается, что запуск такого проекта «сразу же устранил бы необходимость участия Франции в Минской группе ОБСЕ.
Однако из-за резкого обострения отношений между сопредседателями механизма (Россия с одной стороны, США и Франция с другой) деятельность группы с февраля 2022 года парализована. Иными словами, изложение ее материалов явно недостаточно нейтрально и вызывает много вопросов.
В то же время открыто обсуждается возможность привлечения иностранных компаний к реализации проекта по разблокированию коммуникаций между Арменией и Азербайджаном.
Пашинян также напрямую коснулся заинтересованности США в реализации проекта, но только при условии заинтересованности ЕС. Кроме того, премьер-министр Армении упомянул о возможности привлечения иностранных компаний к участию в проекте или создания совместных предприятий, например, армяно-американского.
Можно предположить, что, хотя стороны, вероятно, добились существенного прогресса в переговорах, окончательно согласованного проекта соглашения о снятии коммуникационной блокады в регионе до сих пор нет.
Между тем, достаточно резкие высказывания президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что если не будет достигнуто результатов в разблокировании коммуникаций, Армения окажется «в изоляции не только в транспортном, но и в политическом плане», также могут косвенно свидетельствовать о том, что переговоры на эту тему еще не завершены.
СП: В трёхстороннем соглашении чётко прописано, что надзор осуществляет Федеральная служба безопасности России. Имеет ли это значение? Это просто макулатура?
— В пункте 9 трехстороннего заявления о прекращении огня, подписанного в ноябре 2020 года, действительно упоминается возложение на российских пограничников функций «контроля за движением транспорта и связью.
Однако и в Ереване, и в Баку неоднократно заявляли, что с момента подписания документа реальность изменилась.
Даже если стороны достигнут компромисса по разблокированию коммуникаций в регионе и предпримут практические шаги в ближайшие месяцы, они вряд ли будут серьёзно обсуждать участие России в проектах в сфере безопасности. Хотя Пашинян недавно отметил, что «теоретически нет никаких препятствий» для привлечения российских инвестиций в проект, в нынешней ситуации это скорее формальность.
СП: Коридор будет передан частной американской гражданской компании, а затем туда будет направлена частная военная компания (ЧВК) для обеспечения безопасности.. а потом будет американская военная база? Что в этом случае будет с российской военной базой?
— Ситуация осложняется тем, что издание Digital Times утверждает, что к охране этого транспортного маршрута будут привлечены американские частные военные компании (ЧВК). Эта новость пока не подтверждена официально.
Кроме того, пресс-секретарь премьер-министра Армении Назери Багдасарян недавно вновь заявил, что Армения «лично обеспечивает безопасность транзитных дорог, товаров, транспортных средств и пассажиров» и «готова обеспечить безопасность транзита».
Другой момент заключается в том, что Баку вряд ли согласится на обеспечение безопасности этого маршрута исключительно силами армянских сил безопасности.
Обратите внимание: США и НАТО готовят плацдарм на Украине.
Поэтому участие третьих сторон, очевидно, может быть предметом переговоров.Представитель США на консультациях с Ереваном вполне мог заявить, что такая ситуация поможет правительству Армении сохранить лицо, поскольку в этом случае функции безопасности будут переданы не другим странам, а частным структурам.
Этот сценарий может быть обсужден за столом переговоров, но Ереван, скорее всего, попытается сохранить максимально широкие полномочия для своих силовых структур для решения проблем безопасности вдоль маршрута.
Нюансы в этой области, вероятно, продолжат оставаться одним из камней преткновения в переговорах по дальнейшей разблокировке коммуникаций.
Хотя пока еще рано говорить об американских военных базах, сотрудничество Вашингтона и Еревана в сфере обороны и безопасности, несомненно, будет продолжать развиваться.
В то же время Никол Пашинян вряд ли будет спешить с выводом российских военных баз из Армении, поскольку это перспективная тема для политических переговоров с западными державами и Москвой.
СП: Таким образом, американцы смогут контролировать части «Среднего коридора» и диктовать условия Китаю и Европе? Заодно они получат доступ к иранской границе? Это большая победа для них?
— Здесь много нюансов. Например, даже если проект по разблокировке связи с участием американских компаний будет реализован, новый маршрут между Арменией и Азербайджаном должен начать завоевывать доверие операторов.
То есть, должно пройти какое-то время, прежде чем он станет экономически значимым. Нынешний участок «Среднего коридора» из Азербайджана через Грузию в Турцию, очевидно, не сразу потеряет своё значение. При этом США, конечно же, продолжат сотрудничество с Южным Кавказом.
СП: Азербайджанские СМИ сообщают о том, что Турция собирается построить военную базу в Азербайджане. Насколько это серьёзно? Не считаете ли вы, что напряжённость между Москвой и Баку создаётся специально из-за присутствия турецких войск?
— Подписание Меморандума о взаимопонимании по укреплению взаимной военной безопасности министрами обороны Турции и Азербайджана Яшаром Гюлером и Закиром Гасановым после переговоров в Стамбуле, возможно, подлило масла в огонь подобных слухов. Однако обсуждение возможности создания подобных баз пока остаётся гипотетическим. В связи с растущими внешнеполитическими амбициями Азербайджана, размещение турецкой военной базы на его территории скорее сократит, чем расширит поле деятельности Баку.
У Турции есть и другие сферы деятельности (включая Сирию), где она будет решительно настроена на строительство или расширение военной инфраструктуры. В конце концов, бюджетные ресурсы Анкары не безграничны.
СП: Если это произойдёт, можно ли сказать, что Закавказье для нас закончилось? Как нам к этому относиться? Сотрудничать с Ираном, ведь у нас здесь общие интересы?
— Текущая работа России в регионе действительно сложна. Но стоит учитывать, что в 2026 году в Армении пройдут парламентские выборы, которые могут как закрепить некоторые проблемы в нашей работе в регионе, так и дать нам больше рычагов воздействия, например, в случае победы оппозиции.
Хотя пока ещё рано прогнозировать исход этой кампании. Кроме того, к ключевым внерегиональным событиям, которые могут повлиять на Южный Кавказ в течение следующих трёх лет, относятся события в Иране, конкретные сценарии завершения или «заморозки» российско-украинского конфликта, а также исход президентских выборов в Турции 2028 года. Все эти события могут либо предоставить России дополнительные возможности для продвижения своих интересов в регионе, либо создать трудности.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Пашинян готовит плацдарм для американской военной базы. Чем ответит Алиев?.