Рига собирает гостей, чтобы вместе вынести приговор памятнику

В Риге 30 октября откроется трехдневная международная конференция, где будет обсуждаться тема советских памятников, которые в названии мероприятия указаны, как «спорное историческое наследие». Заседания пройдут в Латвийской академии художеств.

Подискутировать на предмет, что делать с монументами советского прошлого, на конференцию прибудут более 30 специалистов по культурному наследию. В том числе из соседних Эстонии и Литвы, а также Польши, Украины, Словакии и Чехии. То есть в большинстве своем это страны, где памятники советским воинам с некоторых пор стали вызывать у властей жгучую изжогу. Демонтаж подобных мемориалов там — уже дело обычное. Но на этот раз местные и приглашенные «эксперты» будут решать судьбу необычного «рудимента коммунистического режима» — памятника Латышским красным стрелкам, сообщает Sputnik Латвия.

Скульптурную композицию из трех монументальных фигур бойцов, одетых и вооружённых в соответствии со своей эпохой, открыли в центре Риге в далеком уже 1971 году. И в советской Латвии очень гордились тем, что именно латышские стрелки в период революционных событий охраняли Ленина, а позже стали боевой основой Красной армии.

За более чем тридцать лет «независимости» приоритеты в латвийском обществе изменились кардинально. Сегодня республика борется со своим историческим прошлым. В лице 13-метровых гранитных солдат революции — тоже. Планировали стесать с фуражек звезды, а с груди одного из стрелков — орден Боевого Красного знамени. Не сложилось. Теперь же литовский истории Каспарс Зеллис намерен предложить участникам конференции рассмотреть вопрос: является ли этот монумент «атавизмом советской исторической политики», или же он стал элементом национальной мифологии.

Завершающей частью программы «экспертного» форума станет экскурсия по Риге под названием «Неудобные памятники». Гостей проведут по местам, где ранее стояли те самые памятники. Одной из точек маршрута станет столичный парк Эспланада, где более ста лет назад был установлен памятник русскому полководцу, герою Отечественной войны 1812 года Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. В октябре 2024 монумент был снесен по инициативе вице-мэра Риги Эдварда Ратниекса, который увидел в нем «символ прославления Российской империи и восхваления русификации».

В странах Балтии скоро вообще не останется мест, куда можно прийти и отдать дань памяти павшим героям. Причем уничтожают уже не только мемориалы, связанные с подвигом русского солдата, но даже места погребения и воинские захоронения. Так, в ноябре 2022 года было уничтожено братское кладбище советских воинов в окрестностях латвийского поселка Шкяуне на востоке страны. Его просто разворотили бульдозером.

Цель такого государственного вандализма понятна — стереть историческую память и нивелировать роль советских солдат в освобождении Европы. Но зачем свое варварство выносить на такой уровень, разве в этом заключается успех страны?

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, руководителя ИА BALTNEWS Андрея Старикова:

— Если мы говорим о рижской конференции, то здесь, я думаю, свою роль играет желание этого «варварского латвийского авангарда» это их варварство узаконить, нормировать и сделать общим. Латвия в данном случае выступает как страна «передовая», которая уничтожила самые любимые русскими памятники. Самые сакральные, места притяжения, для русского населения. И сделала это максимально варварски.

Латвийское государство не получило должный отпор со стороны Русской общины по ряду обстоятельств. Община предварительно была и деморализована, и лишена руководящих кадров — они находились либо в изгнании, либо в тюрьме, либо под уголовным делом. И этот свой опыт руководство Латвии позиционирует как передовой. Гордится им и хочет им делиться.

Например, с поляками, которые тоже запустили памятникопад довольно давно, и не без успеха реализуют. С соседними — Литвой и Эстонией. Эстонцы, кстати, были «первопроходцами» в войне с советскими памятниками. Вспомните «Бронзового солдата» в Таллине, которого в 2007 году якобы для реставрации разобрали и вывезли на военное кладбище. И последующие за этим массовые волнения. Тогда погиб молодой парень — Дмитрий Ганин его звали, он был гражданином России. До сих пор обстоятельства его смерти неясны, и эстонское руководство саботирует расследование. Но в этом был политический умысел, безусловно.

Как и в ликвидации памятника освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков в Задвинье, который латвийские власти снесли в 2022 году.

Обратите внимание: Алексей Навальный собирается подать в суд на пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.

Они очень гордятся собой и хотят этим опытом делиться, чтобы их подходы, их аргументация такой политики стала общерегиональной. И соседи могли смело делать похожие вещи.

«СП»: Получается, Латвия нарушила межправительственный договор с РФ, по которому она обязалась следить за сохранением советских воинских захоронений и памятников?

— Лет пять назад в латвийском обществе еще был консенсус, что снос монументов — это «спусковой крючок» для гражданской войны, для горячего конфликта межэтнического в самой Латвии. Но за эти годы латыши, как я уже сказал, провели подготовительные работу, обезглавив Русскую общину, в итоге «рубикон» был перейден. Поэтому они собой довольны и не могут молчать. Это — первый мотив.

Второй — они же не успокаиваются, уничтожив какой-то объект. Их задача стереть память, переформатировать память. Отсюда эти таблички у «неправильных» памятников с пояснениями, что это символ «эпохи оккупации» и «угнетения» латышского народа. С советским наследием они по большому счету уже расправились, поэтому делают подкоп уже в сторону военных захоронений, где покоятся останки наших бойцов-освободителей.

А суть такая: они покупают или как-то понуждают сертифицированных краеведов-славистов делать заключения и экспертизу, что в этих местах захоронений якобы нет. И тогда это место меняет статус, подпадая под каток демонтажа по общей программе. Причем их уже мало беспокоит кто что подумает, кто что скажет.

«СП»: Латвия запрещает русский язык, уничтожает памятники нашим героям, выдворяет наших стариков, а нам и ответить нечем?

— Что можно сделать, делаем. Мы активно, многие годы приглашаем русских перебираться в Россию по программе облегченного переселения. Сейчас, естественно, тут мобилизовались все приграничные регионы — Псковская и Калининградская области — по приему депортированных. Там, действительно, довольно хорошо все реализуется. Этих людей проводят буквально за руку по всем инстанциям, оказывают комплексную помощь — психологическую медицинскую, материальную и т. д.

Большое вклад для понимания ситуации, в том числе у местного русского населения, вносит наша информационная политика. Относительно прибалтийских режимов она ни разу не деликатная. Вещи называются своими именами. И цитируется на всех уровнях, что русские в Прибалтике — заложники. Другое дело, что насильно вывести, заставить из уехать, мы не можем. Тут выбор всегда за людьми. И мы понимаем прекрасно, насколько сложно оставить свой дом, нажитое, близких друзей, родственников.

Что касается мемориальной политики, то я бы вспомнил очень хороший опыт в Калининградской области. Там недавно была открыта парковая зона, где в миниатюре, но воссозданы все наши объекты, наши памятники, которые уничтожены или уничтожаются во Восточной Европе. Инициатива, если не ошибаюсь, была реализована при поддержке президентских грантов. Это важно. И мы должны этот опыт множить.

«СП»: Почему мы не разорвем с Латвией экономические отношения? Или нам очень нужны те импортные вина, которые через нее везут в Россию?

— Постепенно мы к этому идем. Но тут главное, с водой не выплеснуть ребенка. Потому что в наших интересах сейчас, на самом деле, наличие большого количества логистических маршрутов. В том числе из Латвии, Эстонии, Литвы, по которым к нам поступает подсанкционная продукция, а также комплектующие и какие-то вещи для нашего оборонного сектора. Так или иначе, как бы с этим не боролись, это проходит и доходит. А импортные вина и виски, это такая история для отвода глаз — но идут и идут. То есть каналы эти нужны и важны, потому что в условиях, когда нас пытаются изолировать, по ним движется то, что должно двигаться, в том числе.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Рига собирает гостей, чтобы вместе вынести приговор памятнику.