1. Истоки явления: дефицит и запреты СССР
В Советском Союзе частное предпринимательство было под строжайшим запретом не только по закону, но и на уровне идеологии. Власти считали, что рабочий класс должен получать товары по минимальным ценам и исключительно от государства, а любых перекупщиков и «барыг» следовало искоренять как социальных паразитов. Однако на практике эта система давала сбой: в стране катастрофически не хватало элементарных товаров народного потребления. Чтобы купить холодильник или стиральную машину, недостаточно было просто накопить деньги — за ними выстраивались многомесячные живые очереди или списки ожидания.
Партийное руководство упорно игнорировало базовый экономический закон о том, что спрос рождает предложение. Уже с конца 1960-х годов этот спрос начали удовлетворять подпольные производства, так называемые «цеха», где изготавливали всё — от домашних тапочек до мебели. Их организаторов народ метко окрестил «цеховиками». Эта теневая экономика просуществовала до 1988 года, когда Михаил Горбачёв подписал Закон о кооперации, открыв новую, особую страницу в истории отечественной торговли.
2. Рождение профессии: «железный занавес» пал
С принятием закона для советских граждан официально открылась возможность выезда за границу. «Железный занавес» был окончательно сметён теми, кого вскоре стали называть «челноками» и «барыгами». По всей стране как грибы после дождя стали появляться кооперативы с заграничными товарами и стихийные рынки. Торговые точки представляли собой простые раскладушки, вешалки или даже расстеленные на земле покрывала. Самые отчаянные торговали прямо с рук, держа товар на весу.
Челноки. Источник фото – интернет
Ассортимент был безграничным: одежда, обувь, импортные инструменты, электроника. Для изголодавшегося по качественным товарам населения прилагательное «импортный» было магическим, превращавшим обычные босоножки в предмет вожделения и символ качества.
3. Механизм челночного бизнеса
Схема работы была проста до гениальности. Найдя начальный капитал, будущий предприниматель закупал несколько огромных клетчатых сумок-баулов, находил попутчиков, нанимал автобус (чаще всего знаменитый красный венгерский «Икарус») и отправлялся в ближайшее зарубежье — в Польшу, Турцию или Китай — закупать всё, чего не было в России.
Тот самый баул. Источник фото – интернет
Ikarus – венгерская компания. Источник фото – интернет
4. Испытания на пути: границы, рэкет и «контролёры»
Путь челнока был тернист и опасен. Прохождение границы превращалось в многосуточное испытание: очереди из автобусов растягивались на километры, а ожидание могло занять неделю. Люди жили прямо в машинах и на обочине, в антисанитарных условиях, что лишь усиливало напряжённость.
Но главной опасностью стал криминал. На челноков, ехавших за товаром с крупными суммами наличности, началась настоящая охота. Автобусы подвергались вооружённым нападениям на дорогах. Даже в дешёвых польских гостиницах наших бизнесменов находили соотечественники-рэкетиры, которые отбирали не процент, а всё — деньги, золото, личные вещи.
На самих рынках царили свои порядки. Легальных документов для торговли часто не требовалось, но бесплатно стоять тоже не разрешалось. Посреди дня по рядам начинали ходить «контролёры» — представители криминальных группировок, собиравшие плату за место. Вопросы о их полномочиях никто не задавал: заплатил — и тебя не трогают.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
5. Кто становился челноком и почему их ненавидели
С приходом к власти Бориса Ельцина и началом экономического коллапса 1990-х государство перестало быть гарантом стабильности. В профессию челнока хлынули бывшие советские инженеры, учителя, врачи — все, кто был проворнее и не верил в обещания властей. Это были представители всех социальных слоёв, включая бывших директоров и партийных функционеров.
Эпицентром этой новой торговли стал легендарный Черкизовский рынок в Москве, или «Черкизон». Это был целый город, где челноки сбывали привезённый товар, а местные цеха наладили собственное производство, создав полноценную оптово-розничную экосистему.
Черкизовский рынок. Источник фото – интернет
Однако в обществе к челнокам относились неоднозначно. Их часто презрительно называли «спекулянтами», обвиняя в наживе на бедах народа и нестабильности в стране. Многие не понимали или не хотели понимать, что цена товара в регионах закономерно включает в себя все логистические издержки: дорогу, проживание, риски.
6. Закат эпохи и историческая роль
К началу 2000-х эра челноков пошла на спад. Мелких предпринимателей стал вытеснять крупный ритейл, появились стационарные магазины и торговые центры, где покупать было удобнее и комфортнее. Ещё через несколько лет этот вид бизнеса практически сошёл на нет.
Сегодня к челнокам и цеховикам можно относиться по-разному. Но нельзя отрицать их ключевую роль в переходный период. Именно они, рискуя жизнью и здоровьем, обеспечили страну товарами в момент, когда государственная система торговли рухнула. Они удовлетворили тот самый спрос, который рождает предложение.
Когда поколение 90-х вспоминает свои первые джинсы, импортные кроссовки, игровые приставки, банки с соком или жвачку «Турбо», стоит помнить, что всё это в страну привезли они — челноки, на своих плечах вытащившие торговлю новой России из пустых прилавков.
Пишите, что думаете и как у вас проходило общение с челноками.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Челноки 90-х: за что их так ненавидели, причины появления профессии, рэкет на дорогах и их вклад в торговлю новой России.