Природа византийской власти и общества: мифы и правда - Часть 1

История, как известно, никогда, никого и ничему не учит. Но она предлагает множество примеров, когда мы судим о конкретных людях и даже о целых эпохах и государствах, основываясь не на фактах, а на мнениях известных людей, "авторитетных" мнениях. Один из самых показательных примеров - история Византии и ее государственного устройства.

А поскольку прежде уже говорилось об этом, как о компоненте римского наследия, то имеет смысл затронуть такую важную тему, как власть, а точнее, императорская власть, в Византии. Что мы о ней знаем и чего не знаем? Почему сложилось устойчивое мнение о деспотической власти византийских императоров? Правда ли это? Или мы просто по привычке руководствуемся слишком предвзятым мнением?

Самым известным историком - “очернителем” Византии стал Эдуард Гиббон (1737-1794). Его многотомная “История упадка и разрушения Римской империи”, появившаяся впервые в 1776 году, в определенной степени, предопределила лет на сто, если не более, стереотипное восприятие Византии, как чего-то ужасного, деспотического и самого отвратительного на свете, по крайней мере, в Европе да и в России до определенного времени тоже.

Эдуард Гиббон // Из открытых источников

Но Гиббон вовсе не был “пионером” в этом деле - очернении византийской истории и византийских нравов. “Большой вклад” в это внесли деятели эпохи Просвещения, собственно современником которых и был Э. Гиббон. Поэтому ничего удивительного в его версии природы византийской власти и общества нет. В дальнейшем о Византии писали уже исключительно под влиянием идей Вольтера, Монтескье, Кондорсе и других просветителей. Тексты Гиббона просто стали своеобразным концентрированным суждением о “восточной деспотии”, с которой ассоциировалась в числе прочих и Византия.

В XIX веке именно такой подход стал доминирующим в философии и исторической науке. Например, знаменитый Гегель в “Философии истории” безапелляционно утверждал: “История высокообразованной Восточной Римской империи, где, как следовало бы думать, дух христианства мог бы быть понят в своей истинности и чистоте, представляет тысячелетний ряд беспрестанных преступлений, слабостей, низостей и проявлений бесхарактерности, ужаснейшую и поэтому всего менее интересную картину". С учетом того, как Гегель повлиял на взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей, вполне понятно отношение их адептов к византийской истории.

Интересно, но совсем не удивительно, что такое мнение стало доминирующим и в России как минимум первой половины XIX века (хотя встречался и встречается до сих пор в пылу политических дискуссий). Например, когда в 30-40-х годах того же столетия начинались знаменитые споры между западниками и славянофилами, то именно западники (хотя и не все) стали поддерживать просветительский взгляд на Византию.

Обратите внимание: На чем ездят главы государств? Часть #2..

В какой-то степени, самым ярким выразителем взглядов русских западников на Ромейскую державу стал Петр Яковлевич Чаадаев. В одном из “Философических писем” Чаадаев писал: “Что делали мы в то время, как из жестокой борьбы варварства северных народов, с высокой мыслию религии, возникало величественное здание нового образования? Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии”.

П.Я. Чаадаев // Из открытых источников

Обращался он к этой теме и в других письмах. Но важно и то, что у Чаадаева в этом смысле было много известных последователей, включая А.И. Герцена, который тоже относился резко отрицательно к византийскому “бэкграунду” Российской империи. В романтическом смысле это отношение ярче всего было выражено в “Легенде”, где о Ромейской империи автор писал так: “... и человечество представлялось ему худшею частью своею - Византиею. Византия, которой гниение началось вместе со славою, - развратная, гнусная, должна была ужаснуть юношу”.

А. И. Герцен // Из открытых источников

Но было бы упрощением считать, что абсолютно все “западники” в России относились исключительно отрицательно к вкладу Византии в мировую историю. Поэтому имеет смысл отдельно рассмотреть взгляды тех, кто попытался посмотреть на этот вопрос более объективно. О них я и расскажу в следующей части.

Что почитать?

Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи.

Гегель. Философия истории.

Герцен А.И. Легенда.

Чаадаев П.Я. Философические письма

Переписка российской императрицы Екатерины II и господина Вольтера, продолжавшаяся с 1763 по 1778 год.

P.S.

Не указываю выходные данные книг, так как сегодня их легко можно найти в Интернете для полного ознакомления. Sapienti Sat

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Природа византийской власти и общества: мифы и правда - Часть 1.