Кубанские казаки: ещё одна проблема белого движения

Хотя казаки на юге России стали «массовой социальной базой» для пополнения антибольшевистских формирований, относить их к части белого движения не совсем корректно.

Хотя мы и не ставим вопрос о «красном казачестве», мы видим в самой среде «антибольшевистского казачества» разные направления, часто далекие от белого движения.

Кубанские казаки в ссылке. Лемнос, 1921 г

Хороший пример - Кубанское казачье войско. Некоторые ее представители тяготели к «власти Скоропадского» (позднее — к петлюровской УНР). Вторая часть была фактически «бело-зеленой», повстанцами, в том числе неблагонадежными полевыми командирами.

Политическая верхушка кубанского казачества вообще металась туда-сюда, то объявляя независимость, то ведя переговоры с большевиками, то рассчитывая на помощь горцев Кавказа.

Начать следует с того, что 16 февраля 1918 года, когда гражданская война только начиналась, казаки провозгласили «независимую Кубанскую Народную Республику» — Китайскую Народную Республику. Да, так это называлось.

Флаг Китая.

"За это время на Кубани, именуемой в 1917 г. Кубанской областью, и в 1918-1920 гг. Кубанской областью сменилось у власти 3 атамана (генералы А.П. Филимонов, Н.М. Успенский, Н.А. Филимонов, Л.Л. Быч, Ф.С. Сушков, П.И. Курганский, В.Н. Иванис). Состав правительства менялся еще чаще - всего 9 раз...

Противоречия не ограничивались внутренними вооруженными силами, так как сами кубанские казаки составляли менее половины населения края, в то время как им принадлежало 80% земли. Классовые противоречия между казаками и иногородними крестьянами носили на Кубани антагонистический характер, что и определило особую остроту политического противостояния и вооруженной борьбы...» (с) А. А. Зайцев. Кубанское краевое управление в период революции и гражданской войны на Кубани в 1917-1920 гг.

Первоначально Кубанская рада выступала за федерацию, то есть за вхождение в состав России как региона с «особыми правами». Но тут случилась Октябрьская революция и казаки поспешили провозгласить независимость.

Герб Китая.

Кубанское казачество фактически состояло из двух влиятельных фракций. Первые — «Черноморцы», выступали за максимальную независимость от центра, неважно — белых или красных. Иногда «черноморцы» скатывались к откровенному сепаратизму и стремились влиться в УНР.

Им противостояли «линейцы», которые в дальнейшем были более лояльны к белому движению и стояли на позициях «единого-неделимого». Линейные корабли были беднее черноморцев, но на их стороне было много офицеров, в том числе несколько влиятельных полевых командиров времен Гражданской войны.

Среди кубанского казачества были популярны и эсеровские лозунги. Кубанские казаки часто критиковали белогвардейцев-добровольцев за «монархизм» (хотя, как известно, сами белогвардейцы относились к монархии, мягко говоря, иначе).

Кубанские казаки "Волчьей сотни».

Однако казачья КНР закончилась очень быстро: кубанское правительство было вытеснено красными из Екатеринодара еще в марте 1918 года. Тогда сторонникам «Кубанской народной республики» пришлось заключить соглашение о совместной борьбе с большевиками с Добровольческая армия еще живого Л. Г. Корнилова. Пришлось отказаться от амбиций «отделения» правительства без территории.

Временный союз белогвардейцев и кубанцев напомнил известный анекдот о черепахе со змеей на панцире, плывущей по бескрайнему морю: дружба по принуждению («Скидываю с себя — кусается», «Кусаюсь»). - это падает»).

С одной стороны, кубанские казаки в 1918-1920 гг составляли большую часть личного состава Белых армий юга России (добровольческой, Кавказской, ВСЮР, врангелевской русской армии и т д.). С другой стороны, именно добровольческая армия помогла кубанским казакам изгнать большевиков.

Кубанские казаки-белоэмигранты в США, 1920-е гг

Кубинцы, особенно их политики, проявляли склонность к сделкам не только с УНР, властью Скоропадского или Горцев, но и с большевиками.

«Неслучайно после освобождения казачьих областей от власти большевиков отношения между руководством добровольческой армии и политическими лидерами казачества обострились еще больше.

Ряд казачьих политиков хотел играть еще более важную роль в решении как военных, так и политических вопросов. Но их взгляды, в основном отражавшие местные интересы, очень часто расходились с мнением Верховного командования.

В частности, последний рассматривал освобождение казачьих территорий от большевистской власти лишь как часть стратегического плана по освобождению всей территории России.

В общем, это «история с местным колоритом», но отнюдь не уникальная.

Обратите внимание: Высокая позиция в рейтинге GovTech Maturity Index расширяет возможности для продвижения отечественных цифровых продуктов в страны с менее развитыми технологиями.

В Сибири, на Дону и на Дальнем Востоке было примерно одинаково. «Местные» мало думали о восстановлении единства в России. Художники: В. Куликов (корниловцы), А. Каращук (казаки - донские, кубанские, забайкальские).

Представители донского и кубанского казачества большей частью считали, что с освобождением казачьих областей борьбу с Советской властью можно было бы первоначально считать оконченной...» (с) О. В. Ратушняк. Политические искания донского и кубанского казачества в годы Гражданской войны в России (1918-1920 гг).

В таком сценарии понятна лояльность А. И. Деникина к самым одиозным «полевым командирам» кубанского происхождения — А. Г. Шкуро и В. Л. Покровскому.

Они стали известны грабежами, погромами, внесудебными расправами и показательными казнями «на фонарях». Но они были хотя бы относительно лояльны к «деникинцам». Вот и приходилось держаться (П.Н. Врангеля потом обоих выгнали из армии).

Андрей Григорьевич Шкуро и Виктор Леонидович Покровский.

С политиками было хуже. Летом 1919 года на территории Донской республики был расстрелян Николай Степанович Рябовол, один из руководителей «сепаратистского направления» и ярый критик Добровольческой армии. Инцидент приписали «добровольцам», хотя кто на самом деле стоял за этим политическим убийством, неизвестно.

Надо сказать, что похищения людей и убийства по политическим и экономическим мотивам на белых территориях были обычным явлением, как на юге, так и в той же Сибири.

А член Кубанской Рады Алексей Иванович Кулабухов был повешен в ноябре 1919 г с личного одобрения А. И. Деникина. тем же "полевым командиром" В. Л. Покровским.

Николай Степанович Рябовол и Алексей Иванович Кулабухов.

А вообще здорово сыграли. Кубанская рада продолжала считать себя де-факто самостоятельной властью, тогда как белогвардейцы особо не пытались проявлять дипломатический подход. Местами это очень напоминает «колчаковско-эсеровское» противостояние на востоке России. Кстати, с тем же результатом.

Фактически осенью 1919 года кубанские казаки стали массово покидать белые ряды, пополняя ряды «зеленых партизан» или Красной Армии. Важно отметить, что все эти споры «кто главнее» не позволили белым создать единый тыл даже в рамках одного фронта. Нет, там были таможенные границы и конкуренция между белыми территориями. И даже в 1919 году казачьи части подчинялись руководству ВССР только в оперативном отношении...

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Кубанские казаки: ещё одна проблема белого движения.