Кавказ как перекресток мировых транспортных коридоров: новая геополитическая реальность

Французское издание Le Figaro сообщает о важном стратегическом решении России: ускорении развития Международного транспортного коридора «Север-Юг». Этот маршрут, проходящий через Азербайджан и Иран, открывает России доступ к портам Индийского океана. Президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить реализацию этого проекта, что подчеркивает его приоритетность на фоне ожидаемого ужесточения западных санкций и потенциальных изменений в логистике Ближнего Востока, которые могут снизить значимость Суэцкого канала.

1. Конкуренция маршрутов: не только Россия торопится

Однако Россия — не единственный игрок, спешащий застолбить новые логистические пути. Параллельно набирает обороты так называемый «Средний коридор» (или «Промежуточный коридор»), который активно продвигают президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Этот маршрут связывает Европу и Китай через Грузию и Азербайджан, фактически обходя территорию России. Он позиционируется как часть китайской инициативы «Один пояс, один путь», в то время как коридор «Север-Юг» больше ориентирован на Индию.

Китай также усиливает свое присутствие в регионе. На саммите Китай-Центральная Азия в мае 2023 года председатель Си Цзиньпин анонсировал строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и ряда скоростных автодорог, которые станут важными звеньями «Среднего коридора». В Баку и Астане полагают, что украинский кризис надолго заблокировал транзит китайских товаров через Россию, что делает Казахстан, Азербайджан и Грузию ключевыми партнерами для Китая на сухопутном пути в Европу.

Обратите внимание: Предложение для экономики страны.

На этом фоне просматриваются и амбиции Турции, которая стремится интегрировать Закавказье и Центральную Азию в собственную транспортную и энергетическую сеть, минимизируя влияние России и Ирана. Подобные маневры эксперты часто характеризуют как «принуждение к сотрудничеству».

2. Три угрозы для «коридорной дипломатии»

Аналитики индийского фонда Observer Research Foundation предупреждают, что «коридорная дипломатия» рисует излишне радужные экономические перспективы, игнорируя реальные угрозы. Они выделяют три основных вызова:

  1. Противодействие Запада. Западные страны не заинтересованы в успехе проектов, укрепляющих позиции России («Север-Юг») или Китая («Средний коридор»).
  2. Соперничество Китая и Индии. Две азиатские державы конкурируют за право определять архитектуру евразийской инфраструктуры.
  3. Борьба за изоляцию России. Запад продолжает попытки исключить Россию из глобальных экономических процессов.

Особую роль в этой сложной схеме играет Азербайджан, где пересекаются оба коридора. Эта страна рискует стать не только логистическим хабом, но и эпицентром потенциальных конфликтов с участием внешних игроков. Напряженность в отношениях с Арменией после Второй Карабахской войны — лишь один из факторов нестабильности. Кроме того, такие проекты, как коридор от Персидского залива к Черному морю через Иран, Армению и Грузию, вряд ли бы продвигались без молчаливого согласия Вашингтона.

3. Геополитические последствия для России

Успешная реализация «Среднего коридора» может ослабить влияние России в Черноморском регионе и снизить ее статус ключевого транспортного узла, отодвинув на периферию и ее союзницу Армению. Таким образом, запутанная сеть новых маршрутов на Кавказе создает опасную смесь, сводящую глобальные амбиции к узкоотраслевым логистическим задачам.

Ситуацию усугубляет конфликт на Ближнем Востоке, который перерезал часть маршрутов инициативы «Пояс и путь». В ответ Турция, например, рассматривает альтернативы, такие как проект «Дорога развития Ирака», и не спешит полноценно подключаться к коридору «Север-Юг». На этом фоне обостряются и отношения между Азербайджаном и Ираном.

В Москве, судя по всему, осознают риски. Для сохранения влияния в Закавказье России необходимо не только участвовать в урегулировании конфликтов (что она и делает), но и прочно встраиваться в экономические процессы региона, влиять на формирование транспортно-энергетической инфраструктуры.

Идеальный сценарий для России — интеграция маршрутов «Восток-Запад» и «Север-Юг» в единую региональную систему. В противном случае Кавказ, насыщенный иностранным влиянием, может превратиться из буфера в барьер, ослабляющий российские позиции в международной торговле. Именно в этом ключе следует понимать поручение президента Путина о развитии коридора «Север-Юг» — это попытка остаться ключевым игроком на новом перекрестке мировых экономических путей.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Коридоры глобальной экономики сошлись на Кавказе.