Армения в дипломатическом тупике: опасения сближения России с Азербайджаном и поиск новых путей

В Министерстве иностранных дел России состоялась встреча, на которой новый посол Армении в РФ Гурген Арсенян вручил копию верительных грамот заместителю главы российского внешнеполитического ведомства Михаилу Галузину. В ходе беседы стороны обсудили актуальное состояние и возможные перспективы развития двусторонних связей. Российский дипломат пожелал своему коллеге успехов в выполнении ответственной миссии в Москве.

1. Новый посол и старые проблемы

Назначение Гургена Арсеняна, которое официально состоялось 14 августа, привлекло особое внимание. Он сменил на этом посту Вагаршака Арутюняна, ранее занимавшего пост министра обороны республики. Новый глава дипломатической миссии известен своими резкими высказываниями в адрес России, которые он допускал, будучи депутатом. Однако, получив назначение, Арсенян заявил, что как профессиональный дипломат будет придерживаться строгих рамок и воздержится от публичных политических оценок.

Главный вопрос, который возникает в связи с этой кадровой перестановкой, — способна ли она улучшить отношения между Москвой и Ереваном, которые в последнее время переживают явный кризис? Или, напротив, это назначение сигнализирует о дальнейшем углублении разногласий?

2. Дипломатия на расстоянии

Эксперты сходятся во мнении, что ключевые решения в двусторонних отношениях принимаются на уровне глав государств, а не послов. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, несмотря на критику в адрес Москвы, старается избегать резких, оскорбительных формулировок. В своих публичных заявлениях он подчеркивает важность взаимного уважения в диалоге с Владимиром Путиным, отмечая, что даже при наличии серьезных проблем обсуждать их следует в корректной форме.

Однако реальный характер межгосударственных связей определяется не словами, а конкретными действиями. С точки зрения Москвы, Ереван в последнее время все меньше ведет себя как союзник или стратегический партнер. В этой ситуации особое значение приобретает возможная личная встреча лидеров двух стран.

3. В ожидании саммита

В конце августа появилась информация, что высокопоставленные представители России и Армении в ходе телефонного разговора договорились обсудить двустороннюю повестку в формате личной встречи «тет-а-тет». Пресс-служба правительства Армении сообщила, что собеседники договорились встретиться при первой возможности.

Примечательно, что в ходе того же разговора Владимир Путин поделился с Николаем Пашиняном впечатлениями от своего недавнего визита в Баку. Армянский премьер, по официальным данным, поблагодарил за информацию, однако этот визит, несомненно, вызвал в Ереване серьезную озабоченность. Возникает закономерный вопрос: не опасаются ли в Армении, что Россия может совершить стратегический поворот в сторону Азербайджана? Ситуация дополнительно осложняется такими инцидентами, как обнаружение на российском рынке большого количества подделок армянского коньяка, что бьет по экономическим интересам республики.

4. Геополитические ставки и тупики

Как отмечают аналитики, ставка армянского руководства на сближение с США, Францией и Великобританией не принесла ожидаемых результатов. Западные страны, по мнению экспертов, не готовы оказать Еревану реальную поддержку в противостоянии с Азербайджаном и Турцией. Ослабление традиционных связей с Россией, в свою очередь, привело к обратному эффекту — Москва и Баку стали активно укреплять сотрудничество.

Политолог Александр Аверин, бывший боец ополчения ЛНР, считает, что у Пашиняна практически не осталось выигрышных стратегий. Судьба Армении, по его мнению, — стать протекторатом с разной степенью суверенитета. Даже угроза закрыть российскую военную базу в Гюмри в нынешних условиях выглядит неэффективной, о чем, в частности, свидетельствует недавний визит Путина в Азербайджан.

Теоретически Ереван мог бы пойти на усиление военно-технического сотрудничества с Москвой, но для этого ему пришлось бы существенно ограничить партнерство со странами НАТО. Пока же наблюдателям остается лишь следить за развитием этой сложной дипломатической драмы, в которой у России, как кажется, появилось больше пространства для маневра.

5. Осторожные договоренности и прагматичный посол

Политолог Михаил Нежмаков обратил внимание на осторожные формулировки в официальных сообщениях по итогам телефонного разговора Путина и Пашиняна. Пресс-служба Кремля говорила о договоренности «продолжить дальнейшие контакты», а армянская сторона — о желании «провести встречу, если это возможно». Это позволяет предположить, что любые договоренности, достигнутые на такой встрече, будут носить общий и предварительный характер.

Назначение нового посла в Москву можно рассматривать как еще один дипломатический жест со стороны Еревана.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Кандидатура Гургена Арсеняна неоднозначна: будучи депутатом от правящей партии «Гражданский договор», он ранее критиковал Россию. Некоторые армянские оппозиционные СМИ расценили его назначение как шаг к дальнейшему ухудшению отношений.

Однако стоит учитывать, что слухи о его возможном назначении ходили еще с лета 2023 года, что может указывать на сомнения Москвы в этой кандидатуре. С другой стороны, в октябре 2023 года Арсенян не поддержал идею запрета вещания российских телеканалов в Армении. Имея бизнес-опыт и работая с разными политическими силами, он считается прагматиком. Его резкие заявления о необходимости нормализации отношений с Турцией или о том, что люди не должны рисковать жизнью ради выгоды армянской общины Карабаха, часто вызывали шквал критики у оппозиции.

Назначение такого человека может означать, что команда Пашиняна ожидает, что отношения с Москвой останутся сложными и потребуют гибкого, прагматичного переговорщика, способного занимать взвешенную позицию.

6. Мотивации и реальные интересы

Главной мотивацией Никола Пашиняна сохранять связи с Москвой, вероятно, являются не текущие поставки товаров, а опасение серьезных экономических последствий полного разрыва для Армении. Несмотря на интерес к республике со стороны некоторых западных стран, конкретных предложений и гарантий, способных компенсировать издержки разрыва с Россией, Еревану пока не поступало.

В ответ на вопрос о возможных опасениях Еревана относительно сближения России с Азербайджаном, а также о планах Армении присоединиться к БРИКС, Михаил Нежмаков отметил, что представители команды Пашиняна уже давно обвиняют Москву в действиях в интересах Баку. В этом свете визит Путина в Азербайджан вряд ли кардинально изменит позицию армянского премьера. Что касается БРИКС, то участие в этом объединении не обязательно означает резкую антизападную линию, примером чему служит Индия, успешно сотрудничающая с США.

7. Кому нужна встреча и о чем будут говорить?

Эксперт считает, что с большей вероятностью в Россию приедет Пашинян, если встреча будет очной. Для Москвы же важно продемонстрировать, что в регионе она сотрудничает не только с Баку, но и сохраняет влияние на Ереван.

Переговоры, вероятно, будут сосредоточены вокруг ряда спорных вопросов. Россия может попытаться возобновить свою активную роль посредника между Азербайджаном и Арменией, в том числе в вопросах налаживания коммуникаций, хотя это будет непростой задачей.

8. Возможные итоги

Резкого потепления в отношениях ждать не стоит. Скорее всего, речь пойдет о точечных, ситуативных компромиссах. В целом, до конца года отношения Москвы и Еревана, вероятно, будут переживать чередующиеся периоды «похолодания» и кратковременной «оттепели», оставаясь в целом сложными и напряженными.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В Армении испугались сближения России с Азербайджаном.