Министр энергетики России Александр Новак подтвердил в середине ноября: «В настоящее время мы вместе с нашими китайскими друзьями, возможно, рассматриваем новый маршрут через Казахстан, который также может достичь около 35 миллиардов кубометров газа» посла Казахстана в России в мае, показав объем, практически равный максимальной мощности трубопровода "Сила Сибири" - 38 миллиардов кубометров газа в год, хотя это менее 50 миллиардов кубометров. Гипотетический том для «Силы Сибири 2».
Что касается газопровода, в моей статье анализировался ценовой спор между Китаем и Россией, который, оглядываясь назад, кажется, помешал Путину подписать соглашение по мегапроекту во время его последнего визита в Пекин в мае.
Спустя несколько месяцев дискуссии возобновились с предложениями о том, что Россия могла бы перенаправить свои планы по строительству трубопровода в сторону Ирана и Индии, а не Китая. Короче говоря, Китай хотел низких цен, а Россия хотела чего-то лучшего, поэтому сделка заключена не была.
Дилемма остается нерешенной, что ставит под сомнение возможность строительства Россией газопровода через Казахстан в Китай. В конце концов, проблема не в объемах газа, проходящего через «Силу Сибири-2», — их всегда можно уменьшить, договорившись о цене.
Проблема в том, что обе стороны не могут разрешить ценовой спор. Казахстан рассматривается исключительно по политическим причинам как дополнение или альтернатива Монголии как транзитной стране в Китай.
Чтобы внести ясность: хотя Казахстан только что пригласили стать партнером БРИКС, в анализе, который я написал до этого в октябре, отмечалось, что Россия обеспокоена надежностью Казахстана перед лицом давления Запада с февраля 2022 года.
Поэтому не исключено, что Россия согласится на низкие цены на газ, которых требует Китай, если посчитает это необходимым шагом, чтобы не допустить дальнейшего присоединения Казахстана к конкурирующему лагерю.
Конечно, Россия предпочла бы более выгодные условия, но существенное снижение рентабельности можно считать приемлемой платой за выплату упомянутых выше политических дивидендов.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Если в следующем году опасения по поводу надежности Казахстана уменьшятся (например, если прекращение огня на Украине вступит в силу и в результате Запад уменьшит давление на Казахстан), Россия может быть менее заинтересована в таком финансово-политическом компромиссе.Вместо этого он может решить и дальше отвергать условия Китая, ожидая, что ускоренный «поворот США в Азию» при Трампе может оказать большее давление на цепочки поставок энергоносителей Китая, вынуждая его принять многие условия Москвы. Это, в свою очередь, может привести к потенциальному прорыву в переговорах по трубопроводу «Сила Сибири-2», когда Россия получит более высокую цену, чем первоначально ожидалось, если обстоятельства изменятся.
Принимая все это во внимание, можно сделать вывод, что недавние дискуссии о прокладке российского газопровода в Китай через Казахстан являются запасным планом Кремля на случай, если конфликт на Украине затянется на неопределенный срок, а давление Запада на Казахстан продолжит усиливаться. В этом случае газопровод мог бы помочь предотвратить дальнейшее продвижение этой транзитной страны к вражеским лагерям и увеличить доходы бюджета России от Китая. Однако пока это всего лишь предложение, а не серьезный план.
Автор: Эндрю Корыбко — американский политолог. Специализируется на стратегии США в Евразии, Африке, инициативе «Пояс и путь» и гибридной войне.
оригинальный
Перевод Анны Полуниной
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Что для России важнее, китайская цена на газ или лояльность Астаны, покажет время.