Ответ на вопрос, поставленный в заголовке статьи, очень простой. Ни один здравомыслящий зарубежный предприниматель не станет покупать предприятие в нашей стране или создавать здесь новое производство, потому что в России холодная зима. Более холодная, чем в любой другой стране мира, исключая Монголию.
фото из открытого источника "Яндекс-картинки"Почему-то эта элементарная мысль даже не приходит в голову нашим экономистам, когда они рассуждают об инвестиционной привлекательности России. Нет, о том, что в январе в Красноярске, Москве и даже Волгограде нежарко, они, конечно, знают. Но, выступая на телевидении или радио, обычно этого факта не касаются. Хотя, казалось бы, кому как не им знать, что из-за зимних холодов любая производственная деятельность в России – очень дорогое удовольствие.
Заводскому корпусу нужен глубокий фундамент, толстые стены. Помещения необходимо отапливать.
Водопровод, канализация, освещение, электроснабжение – всё это в России требует более существенных затрат, чем в других странах. Прибавьте к этому транспортные расходы. Расстояния ведь у нас огромные! А в итоге овчинка не будет стоить выделки. Из-за высокой себестоимости наша продукция в открытой борьбе на любом (в том числе внутрироссийском!) рынке будет проигрывать товарам из других (т.е. тёплых) стран. Вот и получается, что в условиях русских морозов промышленность может существовать только в том, случае, если ей создадут тепличные условия.
Кто же построит эту теплицу? Кто станет этим добрым садовником? На такой подвиг способно только государство. Потому что промышленность государству жизненно необходима. Ведь любая власть, если она хочет быть суверенной, должна иметь экономическую основу для своей независимости. Цари это хорошо понимали и на помощь промышленности сил не жалели, используя для этого разные способы.
Одним из них было повышение ввозных пошлин. Уже в XVII веке, когда только-только появились частные мануфактуры и начал складываться всероссийский рынок, царь Алексей Михайлович начал защищать русских купцов от внешней конкуренции. Его Торговый устав (1653) обложил предпринимательскую деятельность иностранцев более высокой пошлиной, чем та, которая взималась с россиян. В 1667 по челобитью «Московского государства торговых людей», жаловавшихся на обиды от «приезжих иноземцев» издаётся «Новоторговый устав». Он дозволял иностранцам торговать не везде, не во всякое время и не всеми видами товаров.
Эту политику продолжил Пётр, который помогал отечественной промышленности, как только мог. Петровский таможенный тариф 1724 года существенно ограничивал импорт. Наиболее высокие пошлины были установлены на ввоз тех товаров, которые производились (или могли производиться) в России. Фактическая пошлина на них достигала 75 % от цены. Зато обложение продуктов, которые в России не изготавливались, составляло всего 3 %. А нужные им инструменты и материалы русские фабриканты могли привозить из-за границы вообще беспошлинно.
Преемники Петра действовали в том же духе. Если же какой-то правитель ослаблял покровительство предпринимателям и снижал пошлины на ввоз чужеземных товаров, то жизнь рано или поздно заставляла его изменить политику. Либо он оставлял по себе недобрую память у потомков. Например, как Анна Иоанновна, чей таможенный тариф 1731 года значительно смягчил условия импорта иностранных изделий. А вот Елизавета и Екатерина II поддерживали русскую промышленность.
Елизаветинский тариф 1757 года вообще был одним из самых высоких в истории России. Например, пошлина на ввоз железа и изделий из него, равнялась после его введения цене самого товара. Иначе говоря, таможенное обложение составляло 100 %. А по тарифу 1766 года обложение иностранного железа и железных изделий составило уже 200 %. Эти меры укрепили позиции отечественных товаропроизводителей, что позволило правительству в тарифе 1782 снизить ввозные пошлины. Максимум обложения теперь не превышал 40 %. Но в тарифе 1796 года Екатерина снова увеличила пошлины на отдельные виды готовых изделий.
Сменивший её на троне Павел I в 1797 году ввёл новый тариф, в котором 208 видов товаров вообще ввозить в Россию не разрешалось.
Схожую политику проводил Александр I.
Обратите внимание: Почему рынку новостроек в РФ угрожает «ипотечный пузырь».
В 1807 по условиям Тильзитского мира с Францией он должен был присоединиться к континентальной блокаде Англии (которая тогда играла роль мировой фабрики, сегодня принадлежащую Китаю). Британские товары, т.е. львиная доля импорта вообще перестали поступать в Россию. Это дало гигантский толчок развитию русской промышленности, особенно легкой.1. Законодательное оформление эти протекционистские меры нашли в разработанном М.М. Сперанским таможенном тарифе 1810 года, справедливо названном «запретительным». Он не разрешал ввоз в Россию 500 наименований товаров.
Естественно Великобританию, ставшую в 1812 году союзницей России, такое положение не устраивало. Английское правительство обещало России льготные кредиты, если она откажется от протекционистской системы. Александр I согласился на эти условия, поскольку после долголетних войн с Наполеоном страна испытывала большие финансовые затруднения. В результате был принят либеральный таможенный тариф 1816 года. Он допускал беспошлинный ввоз товаров 30 наименований, включая машины. На другие продукты пошлины были существенно снижены. Но даже этот тариф запрещал ввоз в Россию некоторых товаров, например обуви.
Пожелания западных партнеров России были учтены и в тарифе 1819 года. Он разрешал беспошлинный ввоз уже 92 видов товаров. Однако вскоре (1822) Александр должен был по объективным причинам вернуться к политике протекционизма, перещеголяв в этом даже своих предшественников. Тариф 1822 года запрещал ввоз трехсот видов товаров, а пошлина, например, на чугун составляла 600 % его стоимости. Зато станки и оборудование разрешалось ввозить беспошлинно.
2. Этот тариф продержался почти 30 лет, дав возможность российской промышленности окрепнуть.
Александр II в 1857, а затем в 1868 снизил таможенные пошлины, но сделал это избирательно. В эпоху этого царя-реформатора частные компании при зримой поддержке государства покрыли европейскую Россию густой сетью железных дорог. Масштабы железнодорожного строительства были столь велики, что русская тяжёлая промышленность не могла удовлетворить все его потребности. Поэтому в 1868 году были отменены пошлины на паровозы, подвижной состав, каменный уголь, снижены пошлины на чугун и железо. Но как только основные железные дороги вступили строй, таможенное обложение стало вновь повышаться.
Александр III уже проводил политику ярко выраженного протекционизма. Он увеличивал ввозные пошлины в 1881, 1882, 1884, 1885, 1886 годах. В 1889 его министр финансов И.А. Вышнеградский провёл реформу железнодорожных тарифов, которая привела к ещё большему удорожанию импорта. Разработчиком реформы стал С.Ю. Витте. Суть её состояла в том, что отныне тарифы устанавливало государство в лице Департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов. Причём по предложению Витте тарифы были сделаны «дифференцированными» в зависимости от разных факторов, в том числе от вида груза и от направления перевозки. Провоз груза от границ и портов в центр России теперь стоил значительно дороже, чем транспортировка товаров в обратном направлении.
Венцом политики покровительства отечественной промышленности стал таможенный тариф 1891 года, в создании которого участвовали Вышнеградский, Витте и Менделеев. Новый тариф устанавливал высокие пошлины на ввоз: от 33 до 100 % от цены товара. А на некоторую продукцию и того больше. Результат не заставил себя ждать. В 1890-е русская промышленность пережила мощнейший подъём.
Кстати в это же время на неё вылился золотой дождь иностранных инвестиций. Причём тоже благодаря политике протекционизма. Она сделала невыгодной ввоз в страну готовых товаров и заставила зарубежные фирмы создавать дочерние производства в России или разворачивать их на базе уже существующих российских предприятий.
Между прочим, и в наши дни только высокие ввозные пошлины способны побудить иностранцев вкладывать деньги в производство промышленных товаров в России.
3. Правда, теперь этим инструментом пользоваться нельзя – из-за вступления России в ВТО.
К счастью для нашей промышленности, наши зарубежные партнеры сами нашли решение этой проблемы, введя против России экономические санкции. Будем надеяться, что в ближайшее время их не отменят. Иначе не видать нам наметившихся было успехов в электронике и других отраслях промышленности. А также в сельском хозяйстве.
#история России #история экономики
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Ни один здравомыслящий зарубежный предприниматель не станет покупать российское предприятие. Почему?.