Мрачные экономические прогнозы могут и не оправдаться, если мы перейдем к политике развития

Экономическая ситуация в России в 2024 году останется сложной, полагают многие эксперты, опрошенные отечественными СМИ.

Например, заведующий кафедрой страхования и социальной экономики Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов заявил, что серьезных изменений в денежно-кредитной политике государства ожидать не стоит, по крайней мере, в первом квартале 2024 года. Только если придут незваные «черные лебеди», перемены возможны. По мнению эксперта, ситуация во многом будет зависеть от политических решений.

В 2024 году будет нехватка рабочей силы. Экономист Наталья Зубаревич заявила, что эта проблема будет ощущаться в нашей стране до конца 2020-х годов, поскольку на рынок труда выйдет довольно небольшое поколение.

Вопрос инфляции и дальше будет оставаться острой проблемой, считает экономист Игорь Липсиц; в 2024 году она может превысить 20%. Если это произойдет, полагает он, есть вероятность оказаться в плохом режиме, сильно напоминающем бурные 1990-е.

Главный научный сотрудник Отделения экономики РАН Игорь Николаев также остановился на проблеме инфляции. Он считает, что если нам удастся удержать инфляцию на однозначном уровне к концу 2024 года, это будет большим успехом. Негативными предположениями Николаев считает ускорение роста цен к концу 2023 года, низкий курс рубля и предстоящую индексацию тарифов ЖКХ.

Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табач называет ряд угроз: долговую нагрузку граждан с ростом процентных ставок, рост цен, замедление экономического роста и ряд других.

Несмотря на разницу подходов, настроение многих наблюдателей вряд ли можно назвать оптимистичным. Экономист Андрей Бунич считает, однако, что надо более трезво смотреть на ситуацию - как в мировой, так и в отечественной экономике.

"Нужно учитывать, что в мире существует угроза обвала финансовых рынков, которые долгое время искусственно раздувались. Переоценка финансовых активов как минимум в два раза бьет все рекорды, хотя причин для этого сейчас нет. Если еще недавно ситуацию можно было нормализовать с помощью программ количественного смягчения, то сейчас они не дают результатов. И мы видим рост инфляции по всему миру и другие негативные явления.

Все это немного напоминает 2008 год, когда произошло примерно то же самое. Тогда США пытались сохранить ситуацию до президентских выборов, но это не удалось, и к власти пришел Обама. Затем последовала откачка с 2021 года под предлогом нормализации экономики после издержек от ковидного периода. Затем, в течение нескольких месяцев, они напечатали столько же денег, сколько накопили за предыдущие 12 лет. И теперь в США пытаются не допустить коллапса перед президентскими выборами.

«СП»: Насколько мы от этого зависим?

"Дело в том, что нас выкинули с финансовых рынков, если все это рухнет, мы потеряем не так уж и много - нашего присутствия на мировом финансовом рынке просто не существует. А относительно других игроков мы даже выиграем.

Так что не стоит переживать по этому поводу – иначе кто-то все равно скажет, что мы в одной лодке со всеми остальными. На самом деле у нас уже есть своя лодка. Единственное, что нас повлияет, это падение цен на энергоносители, если все упадет, цены на углеводороды поползут вниз. А вот цены на автомобили, оборудование, высокотехнологичную продукцию – то, что мы покупаем импортное – упадут гораздо сильнее.

В связи с приостановкой инвестиционного процесса все эти позиции будут переоценены.

Обратите внимание: Белоусов и Мишустин реформируют институты развития.

Поэтому я не вижу в этом плане ничего критического для нашей экономики. Российская экономика имеет свою динамику, сейчас она вышла на плато и понятно, что она никуда не упадет.

«СП»: Значит, у нас с экономикой все в порядке?

— Да, но с другой стороны, не создано никаких источников для его дальнейшего роста. Не существует независимой финансовой системы, позволяющей осуществлять инвестиции с использованием внутреннего рынка капитала. Именно это и стало причиной инвестиционной паузы во многих отраслях.

Кроме того, нам нужен технологический прорыв; некоторые отрасли по существу приходится создавать с нуля. Это требует дополнительных инвестиций. И одна из главных трудностей на этом пути заключается в том, что свободных производственных мощностей уже нет.

Все, что можно было скачать напрямую, уже скачано, это позволило остановить те негативные явления в экономике, которые могли произойти в последние полтора-два года. Сейчас эти прямые методы исчерпаны.

«СП»: Что теперь нужно делать?

— Нужны новые инвестиции, некоторые мощности можно снова использовать. Но все это связано с другими секторами, где предприниматели должны действовать под свою ответственность. Дополнительные бизнес-процессы теперь требуют более сложного подхода. Если это будет достигнуто, мы перейдем к нормальной экономической политике. Не для выживания, как сейчас, а для прорывной политики, обеспечивающей программу развития страны, основанную на изменившихся мировых реалиях.

«СП»: Как это развитие событий повлияет на экономику?

— Мы можем иметь 5-10% непрерывный экономический рост в течение многих лет. Напомню, что Россия – самая недооцененная страна, имеющая множество потенциально выгодных проектов развития. Но институционально пока ничего не заложено для прорыва, в том числе финансовой и налоговой системы. Пока все работает в режиме противодействия текущим угрозам. Итак, в 2024 году Россия встанет на распутье, когда ей придется сделать выбор. Возможно, в момент кризиса, который неизбежно разразится в западном обществе, мы вернемся на путь независимого развития.

«СП»: Разве мы сейчас к этому не готовы?

- Наша нынешняя экономическая политика во многом является производной от той, которая сложилась в стране в последние десятилетия. Она очень сильно связана с внешней торговлей и не направлена ​​на развитие народнохозяйственного комплекса или стимулирование внутреннего спроса. Внешняя торговля должна была быть лишь дополнением, одним из звеньев экономики, как и в советское время, а пока это «наше все». Это ненормально. Ведь мы видим: чем больше мы будем отходить от этой злой модели, тем лучше будет для экономики нашей страны.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Мрачные экономические прогнозы могут и не оправдаться, если мы перейдем к политике развития.