Активное освоение Северного морского пути (СМП) странами Азиатско-Тихоокеанского региона стало возможным благодаря созданию Россией полноценной инфраструктуры для коммерческого транзита. Росатом, Минвостокразвития и Минтранс сформировали необходимые условия, что позволило представить выгодные предложения международным партнерам. Участники Всемирного экономического форума 2024 года поделились своим опытом и планами.
1. Китай: от осторожности к стократному росту
Фань Юйсинь, председатель правления China Xinxin Shipping Company, отметил, что изначально перспективы использования СМП вызывали опасения из-за суровых условий. Однако после успешного прохождения первого каравана в 2022 году компания кардинально изменила свою стратегию. Были закуплены специализированные суда, а капитаны прошли обучение для работы в арктических водах. Результат превзошел ожидания: если в прошлом году по СМП прошло 7 караванов, то в текущем их число возросло до 15, а объемы перевозок планируется увеличить в 100 раз. Уже сейчас треть контейнерной торговли между Россией и Китаем осуществляется по этому маршруту.
2. Индия: от научного партнерства к коммерческим грузам
Бриджиндер С. Содхи, военно-морской атташе Индии в России, объяснил растущий интерес своей страны к СМП. Изначально Индия участвовала лишь в исследовательских и геологических проектах, связанных с освоением арктических месторождений. Однако сегодня, на фоне нестабильности на Ближнем Востоке и проблем в Суэцком канале, СМП рассматривается как стратегическая альтернатива для транзита. Годовой объем индийских грузов, потенциально готовых к переводу на северный маршрут, оценивается в 5 миллионов тонн.
3. Япония: безопасность и скорость как главные приоритеты
Доктор Сакико Хатая из Научно-исследовательского института морской политики Японии привела убедительные цифры. Путь из Хоккайдо в Амстердам через Суэцкий канал занимает много времени и сопряжен с рисками, такими как пиратство и военные конфликты. Использование же Северного морского пути сокращает время в пути вдвое и полностью исключает эти опасности. Несмотря на существующие политические сложности, в Японии уже создан Совет СМП, который прорабатывает логистику будущих перевозок. Порт Хоккайдо рассматривается как идеальный хаб для этого маршрута.
Обратите внимание: Через маркетплейсы можно достать и Зару,и Икею: параллельный импорт в действии.
4. Российская перспектива: от экстремального плавания к выгодному бизнесу
Советник президента Игорь Левитин подчеркнул, что ключевая трансформация заключается в переходе от восприятия СМП как экстремального маршрута к его статусу как коммерчески привлекательной услуги. Если несколько лет назад грузооборот составлял 6 миллионов тонн, то сегодня он вырос в шесть раз. Цель — достичь 100 миллионов тонн. Развитие ледокольного флота (сейчас 6 судов, строятся новые) является фундаментом для этого роста. Как отметил Левитин, теперь девизом СМП может стать не «Раскалываю лед. Дорого», а «Рубить лед. Выгодно».
5. Будущее грузов: контейнеры против углеводородов
Эксперты отмечают, что с развитием высокомаржинальных контейнерных перевозок традиционные показатели в тоннах могут потерять свою информативность. Прибыль от одного контейнера может быть выше, чем от десятков тонн сырья. Независимый эксперт по энергетике Николай Макеев считает, что хотя СМП останется важным каналом для экспорта российских углеводородов (СПГ, уголь), основной рост будет обеспечен за счет генеральных и контейнерных грузов. Поставки нефти и газа по трубопроводам на восток (газопровод «Сила Сибири – 2», ВСТО) имеют свою устойчивую логистику. В перспективе, при наличии достаточного объема выгодных грузов, коммерческие суда могут стать доминирующими на Северном морском пути.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Сакико Хатайа: Из Хоккайдо в Амстердам через СМП в 2 раза быстрее, чем через Суэцкий канал, и без пиратов. Мы так хотим.