Сдвиг сроков производства отечественных самолетов уже превращается в анекдоты

Очередной скандал в отечественном авиастроении. В прошлом году вице-премьер Денис Мантуров пообещал Аэрофлоту 11 самолетов Ту-214. К 2030 году планируется построить еще 70 «тушек» отечественного производства. Впоследствии глава правительства Татарстана Алексей Песошин «уточнил», что в 2023 году будет выпущено всего три самолета, но на сегодняшний день ни один не собран.

При этом понятно, что в производство Ту-214 было вложено 42 миллиарда фунтов, а в этом году казанский завод запросил дополнительно 96 миллиардов фунтов. Куда пошли эти деньги и какие проблемы существуют в производстве. Ту-214?

Власти заявили о срочной необходимости собрать самолет уже весной 2022 года. Санкции уже начинают проявляться, поэтому чиновники требуют скорейшего разрешения ситуации. Планов много: сначала произвести 3 самолета в 2023 году, затем 7 в 2024 году, а потом еще 10 в 2025-2026 годах. По крайней мере, так говорит премьер-министр Татарстана Алексей Пессошин. Потом пошли заказы: «Аэрофлот» хотел 11 самолетов, «Якутия» хотела еще 12, «Татарстан ЮВТ-Аэро» ждала 4 самолета».

Эта тема становится все более актуальной и, что называется, достигает своего апогея. Летом этого года на Казанский авиастроительный завод прибыл премьер-министр России Михаил Мишустин. Он был доволен увиденным. Однако 2024 год подходит к концу, а обещанного отечественного «трупа» до сих пор нет. Завод не отчитался ни об одном собранном самолете.

Судя по всему, он сейчас в основном для военных целей: и Ту-95, и Ту-160 собираются и полностью загружаются. Но решения проблемы ждет и гражданская авиация.

Замена импортных деталей на отечественные в Ту-214 вообще интересная проблема. Летом 2022 года заместитель министра промышленности и торговли Татарстана Иван Корчин заявил, что собрать самолет без иностранных запчастей и комплектующих будет невозможно. Но уже через год, летом 2023 года, эту задачу перед казанским заводом поставил Михаил Мишустин. То есть в стране уже есть какой-то фундамент?

Если да, то что замедлило сборку Ту-214 и насколько реально серийное производство в ближайшем будущем? "СП" обратилось за разъяснениями к эксперту Международного консалтингового агентства по безопасности полетов и основателю сервиса RunAvia Андрея Патлакова.

— До появления СВО Казанский авиазавод собирал за год полтора Ту-214, а потом все исчезло. Когда возникли вопросы о масштабном, непрерывном производстве отечественных «тушек», оказалось, что завод просто не готов увеличивать производство в 10 раз. Да, мы догоняем очень много людей, которые сейчас работают в три смены, но проблема в том, что важных бытовых частей нет. Хоть Ту и выглядит как самолет советского производства, все должно быть в наличии. Но со времен работы Андрея Туполева авиационная промышленность, увы, ушла далеко вперед…

«СП»: Отсутствуют отдельные детали или имеется серьезный дефицит деталей?

——Я приведу лишь несколько примеров. Чего не хватает, например, так это инерциальной навигационной системы. Он особенно используется в президентских самолетах и ​​военной авиации. В России такой системы нет. Возможно, ведутся работы по их созданию, но это конфиденциальная информация. Разрабатывается важная система безопасности – предотвращение столкновений в воздухе.

Но это также становится интересным. Не хватает авиационных шин: 10 лет назад закрылось конструкторское бюро, выпускавшее авиационные шины. Это важный фактор, и от него зависит безопасная посадка самолета. Наши новые авиационные шины все еще находятся в стадии разработки. Но чтобы авиакомпонент был полезен, важно не только его произвести, но и сертифицировать.

Обратите внимание: Отстать нельзя догонять: Россия на рынках передового производства.

Насколько я понимаю, с этим тоже есть проблема.

«СП»: Как в «Трупе» решаются проблемы электронных изделий? Мы по-прежнему всё покупаем или что-то придумываем сами?

— В отечественной электронной промышленности сейчас развития нет. Мы остаемся на месте, используя в основном китайскую электронику. В некоторых случаях - Запад, посредством параллельного импорта. Ведь в этом году Минпромторг объявил о создании в Зеленограде центра электронной промышленности. Но потребуются годы, чтобы создать что-то свое и выйти на глобальный уровень.

СП: Ощущаете ли вы отсутствие планирования и дезорганизации? Ведь Ульяновский авиазавод прекратил производство Ту-204 (аналог Ту-214) в 2013 году. Почему это происходит?

— Изначально «Ту» был трехместным [имеется в виду член экипажа, третий — бортинженер — «СП»]. Его решили переделать в двухместный, что заняло немало времени, но в итоге сдались, посчитав, что производство МС-21 более перспективно. Хотя мы можем согласиться…

«СП»: Как устроен двигатель Ту-214? Насколько это надежно?

— На самолете используются двигатели ПС-90. Это наш отечественный двигатель, он старшего поколения, чем ПД-14, но он работоспособен и на нем летают многие самолеты. Но главное, что он собран из отечественных комплектующих. Эксперты считают, что это действительно главное преимущество Ту-214.

При этом возникает закономерный вопрос: как распределяются средства на производство самолетов? «СП» задала этот вопрос главному редактору портала AVIA.RU Роману Гусарову.

- 42 миллиарда рублей еще не освоены. Насколько я знаю, они вложили деньги в завод и строят новый цех. Сейчас нет смысла инвестировать в сам самолет, нужно инвестировать в его серийное производство.

Когда в прошлом году руководство объявило, что мы будем выпускать 20 автомобилей в год, я сразу сказал, что это нереально – нужны мощности. Завод в Казани сможет выпускать три самолета в год. Чтобы сделать больше, завод необходимо расширить как минимум в пять раз. Нам нужны были свои машины, но мы были под санкциями, а значит, все приходилось начинать с нуля. Экспертам необходимо обучение, а это также означает деньги.

«СП»: Что вы думаете о будущем отечественного авиастроения?

«Я реалист, поэтому приведу только факты». За 2,5 года казанский завод не собрал ни одного Ту-214, хотя обязался в 2022 году собрать 70 самолетов к 2030 году.

Еще в августе прошлого года генеральный директор «Туполева» Константин Тимофеев рассказал о передаче самолета в цех окончательной сборки. Эта новость особенно радует, учитывая, что полгода назад руководство заявило, что завод сможет производить 100 туш в год.

Еще раз повторю: за последние 2,5 года не было собрано ни одного нового самолета.
Недавно сообщалось, что ОАК подписала с авиакомпанией «Сибирь» меморандум о взаимопонимании на поставку 100 Ту-214. Время не указано. Посмотрим, как долго Сибирь сможет терпеливо ждать нашего самолета. — заключил эксперт.

Андрей Патраков заявил, что новых отечественных пассажирских самолетов раньше 2026 года не будет.

——Я думаю, что к 2026 году появятся первые отечественные МС-21 и Ту-214. Но по моим расчетам массовое производство будет возможно не раньше 2030 года. При этом пассажиропоток постепенно снижается, поскольку самолетов становится все меньше и меньше. Да, все понимают, что военные нужды сейчас превыше всего, но нужно помнить и о гражданской авиации. Ведь, считает Патлаков, Россия – не та страна, по которой можно проехать на машине.

Очевидно одно: российская промышленность не готова к таким высоким темпам производства самолетов. Но даже несмотря на отсрочку, самолет останется конкурентоспособным в течение следующих 10-15 лет, поскольку эта ниша рынка в стране сейчас свободна.

И последнее. Если правительство и Минпромторг будут более строго контролировать производство отечественных самолетов, возможно, сроки производства отечественных самолетов не станут шуткой.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Сдвиг сроков производства отечественных самолетов уже превращается в анекдоты.