
По запросу МИД Азербайджана государственное информационное агентство ТАСС внесло исправления в статью о сносе памятника русскому художнику Ивану Айвазовскому. Название «Степанакерт», вызвавшее гнев бакинских чиновников, было удалено, оставив лишь уточнение, что памятник был снесен в Карабахе.
Накануне МИД Азербайджана выступил с резким антироссийским заявлением, потребовав от ТАСС извинений за использование в сообщении о сносе памятника маринисту в Ханкенди названия «Степанакерт» — названия, использовавшегося в период существования непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.
Более того, по словам пресс-секретаря министерства Айхана Гаджизаде, бюст Айвазовского якобы был установлен незаконно, без разрешения Баку, что является проявлением «неуважения к Российской Федерации».
«Мы надеемся, что Россия прекратит искажать азербайджанские топонимы и прекратит использовать названия, которые в прошлом использовались сепаратистским режимом.
«Если подобные инциденты повторятся, Азербайджан на основе взаимности может начать называть некоторые населенные пункты на территории России их историческими названиями», — говорится в сообщении на сайте МИД Азербайджана.
Государственное информационное агентство АЗЕРТАДЖ также предъявило требования ТАСС. Грозились написать «Кенигсберг» вместо «Калининград», «Оренбург», «Волгоград», «Солза-Гала» (Грозный), «Фэнъюань» (Южно-Сахалинск), «Петрозаводск» и т д
В результате ТАСС удалил материал, оскорбивший МИД Азербайджана. Остаётся вопрос, удовлетворится ли Баку этим или потребует от российского информагентства публичных извинений. Вряд ли это может удивить, учитывая ярко выраженную антироссийскую позицию азербайджанских властей.
В ответ на это блогер и общественный деятель Сергей Колясников в своем Telegram-канале отметил, что позиция МИД России, «полностью забывающая слово «Азербайджан», вызывает недоумение.
Он напомнил о заявлении, сделанном месяцем ранее представителем агентства Дмитрием Масюком, который утверждал, что «определённые силы пытаются посеять раздор между Москвой и Баку». Он призвал наших дипломатов «проснуться». Потому что «это не „определённые силы“, это Азербайджан и сам Алиев».
«Понимаю, вы очень хотите, чтобы всё „решилось само собой“, чтобы „вернулось к статус-кво“. Так мы и работали последние несколько десятилетий. Но этого не произойдёт», — написал автор канала.
Историк Александр Дюков назвал директиву МИД Азербайджана «очередным ультиматумом от страны-стратегического партнера.
Он также считает, что миролюбивая риторика российского МИДа ошибочна:
В целом, надо признать, что азербайджанские власти весьма проницательны. Посмотрите, как красиво: тут и расплывчатые оскорбления, выходящие за рамки культурных норм («Азербайджан имеет право заявлять» — подразумевая доминирование Баку), и сакральная риторика о «добрых отношениях» и «взаимной выгоде», и шквал территориальных претензий к России. На фоне этой семантической изощрённости заявление нашего МИДа выглядит ужасно…».
Дюков отметил, что «по какой-то причине никаких ультиматумов (например, по поводу антироссийского содержания азербайджанских учебников истории) мы не услышали».
В целом, трудно не заметить, что официальная политика Баку становится откровенно враждебной. Однако Москва, похоже, старается закрывать на это глаза. Однако такая самоуспокоенность лишь раздражает «партнёров» Азербайджана».
Только подумайте, сколько недружественных атак Азербайджан предпринял против России только за последние несколько месяцев. Более того, Азербайджан открыто поставляет Украине оружие и энергоносители для военных действий против нашей армии.
Действительно, недавний инцидент с ношением украинскими вооружёнными силами нацистской символики наглядно демонстрирует, на чьей стороне Баку. Алиев с готовностью принял пожертвование от киевского журналиста и призвал украинцев «продолжать в том же духе» и «никогда не соглашаться на оккупацию».
Тем временем наши журналисты и IT-специалисты находятся в азербайджанских тюрьмах, обвиняемые властями страны в шпионаже и причастности к наркоторговле. Фактически, они находятся в заложниках.
Почему мы не разъяснили их статус нашим азербайджанским «партнерам?
СП задала этот вопрос Аждару Куртову, известному историку и политологу, председателю Московского центра публично-правовых исследований:
Официальная риторика Баку действительно стала более агрессивной, выпады в адрес России участились, а конкретные меры стали более жёсткими. Но, честно говоря, я не вижу в этом ничего нового, поскольку давно слежу за политикой Азербайджана. Хотелось бы прокомментировать некоторые факты.
В конце концов, Азербайджан был одним из архитекторов распада Советского Союза. Долгие годы существовала версия, что СССР разрушили три славянских президента Беловежской области.
Тем временем, в конце 1990-х годов в Нахичевани, оставшейся части Союза, Народный фронт Азербайджана возглавил кампанию по демонтажу пограничных структур. Что такое пограничные структуры? Границы – неотъемлемый атрибут любого государства; иными словами, это преднамеренная попытка подорвать и ослабить государственность.
Карабахский конфликт также имеет свои корни в советское время.
Кстати, снос памятника Айвазовскому в Карабахе — не единичный случай.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Но сначала отмечу, что фамилия «Айвазовский» русифицирована; художник, по сути, был армянином. Впрочем, это неважно. Он был великим художником, и его творчество заслуживает сравнения.К сожалению, в период после обретения Азербайджаном независимости памятники и древние кладбища, принадлежавшие армянам на его территории, неоднократно подвергались разрушению. Эта ненависть к другим этническим группам проявлялась по-разному.
Если мне не изменяет память, знаменитый карабахский памятник «Мы – наши горы» (что означает «Дедушка и Бабушка»), символ армянского культурного наследия региона, перекрашен в цвета азербайджанского флага. Это тоже зверство. Обсуждается вопрос о его полном сносе.
Эти факты не единичны. Эта враждебность разгорается уже давно и проявляется по-разному. И она продолжает проявляться.
СП: Чем объяснить столь медленную реакцию на нападение на Баку?
Я не думаю, что это из-за отсутствия воли. Честно говоря, наши отношения со многими странами переживают непростой период. Наша страна переживает войну. В такой ситуации увеличивать число врагов и проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, — неразумная политика.
В конце концов, дипломатия — это сфера человеческого существования, предназначенная для сотрудничества, а не конфронтации. Конечно, люди могут закрывать двери и даже разрывать дипломатические отношения.
Но надо предугадывать, к чему это приведёт. Более того, подобные действия вряд ли заставят Баку отказаться от нынешнего курса.
СП: Ну и что? Будем терпеть?
Нет, конечно, нет. Бездействие тоже невозможно. Слабый ответ всегда будет способствовать худшим последствиям. Спектр возможных действий России очень и очень широк. И эти действия неоднократно применялись в разных ситуациях.
Например, это шаг, направленный на сокращение закупок азербайджанской сельхозпродукции после надлежащей проверки качества. Это нанесёт очень сильный удар по экономике Азербайджана.
Если наш ответ недостаточно ясен, Москве следует подготовиться к реализации проекта Зангезурского коридора. Это, конечно, выгодно в первую очередь Турции и США, но полностью противоречит нашим интересам.
Потому что это угрожает не только Азербайджану и пантюркизму среднеазиатских республик, но и России. Например, недавно я читал репортаж о том, что якобы в некоторых школах Дагестана ученики во время уроков скандировали «Наша Родина — Азербайджан» и присягали на верность Ильхаму Алиеву.
Другими словами, враждебные действия Азербайджана проявляются во многих формах, и нам, безусловно, необходимо на них реагировать.
В конечном счёте, у нас есть мощный Каспийский флот – самый мощный флот на Каспии принадлежит России. Кроме того, у нас есть союзник – Иран, который понимает, что все эти проекты, связанные с Зангезурским коридором, направлены, в том числе, и против него.
Однако перед российскими властями также встает вопрос о том, могут ли они полностью и четко предсказать, как будет развиваться ситуация.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Аждар Куртов: Спектр ответных действий у России широк, в конце концов, у нас есть мощная Каспийская флотилия.