В России нет поддержки материнства и детства

Накануне в стране отмечали День семьи, любви и верности, который иногда называют русской альтернативой Дню святого Валентина. И если с любовью у нас, возможно, всё в порядке, то с реальной поддержкой института семьи дела обстоят крайне плохо. Многие могут возразить, указав на увеличившиеся денежные выплаты. Действительно, по сравнению с 2017 годом, финансовых вливаний в семьи стало больше. Однако, к сожалению, на этом вся государственная поддержка и заканчивается. Помимо денег, системной помощи матерям и детям в России практически не существует. Давайте разберем эту проблему подробнее.

1. Проблемы с медициной: от родов до больниц

Многие женщины предпочитают платить за роды, и этот выбор часто оправдан. Платная услуга дает уверенность в отсутствии лишних медицинских вмешательств, гарантирует присутствие мужа в родовой палате и обеспечивает приватность, которой так не хватает в переполненных государственных роддомах.

Общая ситуация с медициной по полису ОМС оставляет желать лучшего. Конечно, есть исключения в виде отдельных клиник или врачей, но они, увы, являются редкостью. В государственной системе здравоохранения сэкономили на всем, где только можно. Порой, чтобы пройти бесплатное обследование для ребенка, родителям приходится ехать на другой конец города. С учетом стоимости такси и потраченного времени, иногда дешевле и проще сразу обратиться в платную клинику. О каком качественном медицинском обслуживании для детей может идти речь, если в стране не хватает даже педиатрических бригад скорой помощи?

2. Кризис системы: когда мама заболела

Одна из самых острых проблем — полное отсутствие института помощи матери, если она серьезно заболела. Государство может предложить лишь один «выход» — поместить ребенка в детский дом на время госпитализации родителя. Для кормящей мамы попасть в больницу — настоящее испытание. Врачи далеко не всегда учитывают факт лактации при назначении лекарств. Об организации условий для сцеживания и передачи грудного молока домой и говорить не приходится — рассчитывать на помощь медперсонала в обычном стационаре практически бесполезно. Матери выкручиваются сами, как могут. И хорошо, если есть родственники или друзья, готовые помочь, иначе грудное вскармливание может прекратиться очень быстро.

Если же ребенок по воле обстоятельств все-таки оказался в учреждении на время лечения матери, то передать ему грудное молоко будет невозможно. В таких местах царит строгий режим, где даже пеленки меняют по расписанию. Детский дом — тяжелое испытание для любого ребенка, а для домашнего младенца, привыкшего к любви и заботе, это и вовсе может стать травмой. Страшно даже представить, что кому-то может потребоваться отдать своего малыша в казенное учреждение.

3. Финансы, образование и инфраструктура

Парадоксально, но часто бездарным чиновникам, которые порой не могут связать двух слов без канцеляризмов, платят внушительные зарплаты из бюджета. В то же время деньги на лечение тяжелобольных детей собирают всем миром по СМС. Яркий пример системной проблемы — печальная история с импортозамещением лекарств и увольнением известного педиатра Михаила Каабака.

Острой остается нехватка детских садов и школ. Государство не спешит активно вкладываться в их строительство. Недавно президент Путин и министр Кравцов обсуждали концепцию развития образования.

Интересное: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Из стенограммы видно, что власти надеются на частно-государственное партнерство, но бизнес также не горит желанием инвестировать в эту сферу. Даже если здания будут построены, их еще нужно укомплектовать и содержать, что вряд ляжет на плечи застройщика.

Качество государственного образования оставляет желать лучшего. Многие учителя вынуждены тратить львиную долю времени не на обучение детей, а на заполнение бесконечных отчетов. О каком индивидуальном подходе может идти речь, когда в классах в среднем по 30 человек?

4. «Доступная среда»: теория и реальность

Отдельная больная тема — так называемая «доступная среда». Выйти с коляской из общественного транспорта порой сродни цирковому трюку. Пологие, безопасные пандусы — большая редкость. Часто они напоминают американские горки, спускаться по которым страшно даже без ребенка. В итоге вся «доступность» держится на доброте и отзывчивости окружающих. Без помощи посторонних человеку с коляской, инвалиду или пожилому человеку просто не выжить в городе, который де-факто создан для молодых, здоровых и бездетных.

5. Денежный вопрос: помощь или квест?

Конечно, нельзя обойти стороной финансовую сторону поддержки. Денежные выплаты действительно увеличились, но чтобы их получить, семье часто приходится пройти настоящий квест, сложнее «Форда Боярда». Государство делит семьи на бедных и богатых, но критерии этого деления часто не совпадают с реальным положением дел. Нередко семьи со средним достатком, где родители честно работают, практически не получают помощи, в то время как неблагополучные семьи получают все положенные льготы.

Особенно тяжело приходится женщинам, которые уходят в декрет и теряют значительную часть дохода. При этом даже основные выплаты имеют жесткий потолок. Максимальная сумма за полтора года декрета ограничена 256 тысячами рублей. То есть женщина, получавшая до родов 150 тысяч рублей в месяц, за весь декретный отпуск получит лишь эту фиксированную сумму. Адекватные выплаты в декрете — это еще и профилактика домашнего насилия. Зачастую женщина терпит побои именно потому, что у нее нет финансовой возможности уйти и начать жизнь заново, что замыкает порочный круг.

Справедливости ради стоит отметить, что ни в одной стране мира нет идеально длинного и щедро оплачиваемого декретного отпуска. У России был бы шанс стать лидером в этой области. Но, к сожалению, в ближайшее время этого не произойдет, потому что у нас до сих пор не человек для государства, а государство для человека. Я искренне люблю свою Родину и мечтаю жить в прекрасной, светлой стране. И первый шаг к этому светлому будущему — честно признавать существующие проблемы, ведь это уже половина пути к их решению.

Интересное еще здесь: Политика.

В России нет поддержки материнства и детства.