Приступаем к созданию программы сопровождаемого проживания

28 июля Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило приказ о создании рабочей группы, в которую вошла президент фонда помощи детям с аутизмом «Я особенный» Александрина Хаитова. Группа апробирует и внедрит критерии, на основании которых люди с психическими расстройствами смогут участвовать в программе сопровождаемого проживания.

Сопровождаемое проживание подходит для частично трудоспособных граждан, которые могут вести самостоятельную жизнь, если им предоставляются необходимые социальные услуги. Именно по этому пути идут развитые страны мира – США, Франция, Германия, Израиль и другие.

1. Какова ситуация в России сейчас?

Обычно взрослого человека с психическим расстройством признают полностью недееспособным, и если за ним не ухаживают родственники, его помещают в психоневрологический интернат или в дом престарелых. В детстве о людях с особенностями обычно заботятся родители. Но мама и папа не вечные. Что ждет человека с ментальными нарушениями после смерти близких? И когда дети вырастают, они, как правило, стремятся к самостоятельной жизни. Почему частично трудоспособных людей следует лишать этого права?

Условия жизни в ПНИ многие сравнивают с тюремными. Постоянная изоляция – далеко не самая гуманная мера. Но психическое расстройство – это болезнь, а не преступление!

Реально нуждается в круглосуточном надзоре в условиях закрытого учреждения лишь очень малая часть особенных людей – только те, кто представляет опасность для себя и окружающих. Большинство инвалидов способно полноценно жить у себя дома, трудиться на благо общества и самостоятельно справляться с основной массой повседневных дел. Но кое в чем бывает нужна помощь социальных работников. Именно для таких ситуаций необходима программа сопровождаемого проживания.

В России этот проект может уже сейчас значительно улучшить жизнь сотен тысяч частично трудоспособных граждан и их семей. И от психических проблем никто не застрахован. В любой семье может появиться ребенок-инвалид, у любого человека возможны ментальные нарушения в результате травмы или возрастных заболеваний.

2. Как может быть организовано сопровождаемое проживание?

Некоторые люди с психическими отклонениями способны жить у себя дома, а к ним будут время от времени приходить специалисты социальной службы. Другой вариант – пансионат. Инвалиды смогут объединяться по интересам и жить в отдельной комнате в общем доме или квартире.

Интересное: Проект программы кандидата в Молодежный парламент (2014 год).

И в этом доме с ними будут постоянно находиться нормотипичные сопровождающие, дежурные. Сейчас в России предстоит разработать проект сопровождаемого проживания – с учетом накопленного зарубежного опыта продумать все социальные, медицинские, экономические, юридические аспекты программы. Мы в самом начале пути по решению этой масштабной задачи.

Цель данного этапа - определить, в каких случаях люди с психическими особенностями могут пользоваться программой сопровождаемого проживания. Именно для этого Министерство труда и социальной защиты РФ создает рабочую группу. В нее включены госслужащие, ученые, сотрудники благотворительных фондов и общественных организаций, которые специализируются на помощи инвалидам с ментальными особенностями.

3. Президент фонда "Я особенный" в рабочей группе

В рабочую группу при Минтруда вошла Александрина Хаитова, президент екатеринбургского фонда помощи детям с аутизмом «Я особенный», мама двоих детей с расстройством аутистического спектра. Александрина рассказывает, что побудило ее к активному участию в разработке программы сопровождаемого проживания.

«Для меня лично это важно, потому что двое моих собственных детей, сын и дочка, имеют слабоумие. Они уже подростки. И я понимаю, что у меня сил не прибавляется – наоборот, становится меньше с каждым днем. Дети растут, им потребуется поддержка. Если мир будет к ним дружелюбным, они смогут прожить свою жизнь счастливо.

Кому, по моему мнению, подходит сопровождаемое проживание? Любому человеку, у которого есть нарушения интеллекта и которого часто из-за диагнозов считают несамостоятельным. Наши законы не дают ему никаких прав, не дают возможности жить автономно. И ему приходится, если у него нет родственников, до конца своих дней находиться в психоневрологическом интернате. Это при том, что человек обычно осознает, где он находится, может работать, может заводить семью. Может не в полной мере, но планировать свою жизнь, планировать свои действия. И жизнь в закрытом учреждении становится для него чудовищной пыткой. Потому что человек, может быть, не может принимать слишком сложные решения, но он способен жить самостоятельно. И нужно ему дать эту возможность».

Интересное еще здесь: Политика.

Приступаем к созданию программы сопровождаемого проживания.