Российская сторона рассматривает возможность снижения уровня дипломатических отношений с Соединенными Штатами в качестве одного из ответов на потенциальную конфискацию замороженных российских активов. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, подчеркнув решительность Москвы в этом вопросе.
1. Дипломатический ответ на экономическое давление
Сергей Рябков отметил, что характер ответных мер будет зависеть от развития дискуссий на Западе, но Россия последовательно отстаивает свою позицию. Понижение статуса дипотношений — лишь один из возможных вариантов, который не исключает параллельного применения экономических и иных мер против западных стран. Замминистра пояснил, что МИД России тщательно прорабатывает комплекс ответных действий, включая меры в отношении западных активов на территории РФ, чтобы выбрать наиболее эффективный ответ.
«Одно другого не отменяет», — подчеркнул Рябков. Однако конкретное решение пока не принято, поскольку нет окончательного решения «с другой стороны». Белый дом намерен консультироваться со странами G7, поскольку большая часть замороженных российских активов находится в Европе. Таким образом, ответ России будет формироваться с учетом дальнейших шагов США и их союзников.
2. Правовая основа и масштабы активов
Поводом для эскалации стал закон о дополнительной военной помощи Украине, подписанный президентом США Джо Байденом 24 апреля. Этот документ, по сути, дает Киеву право претендовать на замороженные в США суверенные активы российского Центробанка. Новое законодательство обязывает администрацию президента и Министерство финансов в течение 90 дней начать поиск российских активов в юрисдикции США и отчитаться перед Конгрессом в течение 180 дней. После этого президент получает полномочия по их аресту, конфискации и передаче.
Ключевым условием, однако, является необходимость действовать совместно с союзниками. Это означает, что Вашингтон вряд ли пойдет на односторонние шаги без согласия других стран G7 или Европейского союза.
По оценкам президента Европейского центрального банка Кристин Лагард, общий объем замороженных российских активов составляет около 280 миллиардов долларов. Из них лишь относительно небольшая часть (около 6 миллиардов долларов) находится в США. Основная масса средств (более 200 миллиардов евро) размещена на территории ЕС, в основном в бельгийском депозитарии Euroclear.
3. Опасения Европы и позиция экспертов
Европейские власти до сих пор проявляют осторожность, отказываясь от полномасштабной конфискации. Их опасения связаны с рисками для финансовой стабильности евро, потерей доверия инвесторов и масштабными ответными мерами со стороны России. Кристин Лагард указывает, что переход от замораживания к конфискации и реализации активов требует крайне взвешенного подхода, так как затрагивает вопросы международного правопорядка и коллективной ответственности.
Для оценки предложенных мер и их последствий издание «Свободная пресса» обратилось к эксперту — директору Центра политических исследований Института экономики РАН Борису Шмелеву.
4. Мнение эксперта: ограниченность ответных мер
«Было очевидно, что американские власти пойдут на конфискацию российских активов, несмотря на нарушение норм международного права. Они действуют по принципу «сильный всегда прав». К сожалению, у России не так много эффективных ответных мер, и все возможные последствия стоило просчитывать заранее», — отметил Шмелев.
Эксперт прокомментировал предложение о понижении уровня дипломатических отношений. Технически это может выразиться в отзыве послов и оставлении во главе миссий временных поверенных в делах. Однако, по его мнению, эта мера в нынешней ситуации не выглядит эффективной, поскольку отношения между странами и так находятся на крайне низком уровне, а присутствие или отсутствие посла мало что изменит для США.
«На мой взгляд, более действенным был бы ответ в экономической плоскости — конфискация американских активов в России. Правда, их стоимость, по имеющимся оценкам, значительно ниже стоимости наших активов, замороженных в Америке», — считает Шмелев.
5. Баланс сил с Европой и стратегические каналы связи
Ситуация с Европой, по словам эксперта, иная. Активов европейских компаний в России значительно больше, и их общая стоимость может быть сопоставима с российскими активами в ЕС. Это создает потенциал для нахождения некоего баланса в случае взаимных конфискаций.
Отвечая на вопрос о возможности полного разрыва дипломатических отношений, Борис Шмелев высказался против такой крайней меры. «Думаю, что полностью разрывать связи преждевременно. Нам нужна дипломатическая миссия в Вашингтоне для коммуникации с американским правительством и политиками. Разрыв отношений — крайняя мера, возможная лишь в случае объявления войны. Для России важно сохранять каналы связи, поскольку США остаются одним из крупнейших мировых игроков. Сейчас разорвать отношения — значит лишить себя важных инструментов взаимодействия», — заключил эксперт.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Все последние новости и самое главное о западных санкциях и ограничениях можно найти в теме «Свобода прессы».
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: МИД России допускает понижение уровня дипотношений с США: что это даст.