Закрытие арктических авиатрасс: миллиардные потери для России и мировой экономики

16 февраля 1990 года, 35 лет назад, стало знаковой датой в истории мировой авиации. В этот день СССР и США подписали меморандум, открывший новый международный маршрут через воздушное пространство Советского Союза над Северным Ледовитым океаном, соединивший Северную Америку и Юго-Восточную Азию. По мнению Валерия Шелковникова, занимавшего в то время пост начальника Главного управления воздушным движением Мингражданской авиации СССР, это событие положило начало глобальному использованию арктических воздушных коридоров.

1. Историческое соглашение и утраченные возможности

Параллельно с меморандумом было подписано соглашение о координации между диспетчерскими центрами в Анадыре (СССР) и Анкоридже (Аляска, США). С американской стороны документ завизировал адмирал Джеймс Б. Бьюзи. Сегодня, оглядываясь назад, Шелковников с сожалением констатирует, что достигнутый тогда уровень взаимодействия кажется почти недостижимым на фоне нынешнего глубокого взаимного недоверия. Несмотря на недавние попытки диалога, например, встречу в Эр-Рияде, ветераны аэронавигации годами безуспешно пытаются донести до руководства России критическую важность возобновления использования Северного воздушного коридора.

2. Два глобальных проекта для России и мира

Эксперты авиационной отрасли давно предлагают реализовать два масштабных проекта, которые могли бы принести значительную выгоду.

1. Возвращение транзитных арктических трасс. Речь идет о возобновлении полетов из Северной Америки в Южную Азию через российскую Арктику. Это позволило бы авиакомпаниям всего мира экономить миллиарды долларов на топливе и времени, сокращая маршруты. Для России это означало бы колоссальные доходы от сборов за пролет, развитие инфраструктуры северных аэропортов и стимул для отечественной авиапромышленности.

Обратите внимание: Украина убивает русский язык! Насовсем!.

2. Международная коалиция пожарной авиации на базе Бе-200. Вторая инициатива направлена на решение общемировой проблемы катастрофических лесных пожаров. Россия обладает уникальным оружием против стихии — самолетом-амфибией Бе-200, способным оперативно набирать и сбрасывать 12 тонн воды. Несмотря на признание его эффективности за рубежом (известен интерес со стороны Арнольда Шварценеггера, когда тот был губернатором Калифорнии), проект не получил должного развития ни на экспорт, ни внутри страны. Создание международной коалиции таких самолетов могло бы стать прорывом в борьбе с пожарами.

3. Время для профессиональных решений

Шелковников убежден, что авиационная отрасль нуждается в возвращении к принципам профессионального управления, характерным для эпохи легендарных конструкторов — Ильюшина, Антонова, Яковлева, Туполева. Текущая практика передачи руководства «эффективным менеджерам», далеким от специфики авиации, себя не оправдывает.

Использование меняющейся международной обстановки для налаживания экономических связей — важный шаг. Однако ключ к успеху лежит в умении играть на своих сильных сторонах. Открытие арктических трасс и экспорт высокотехнологичной авиатехники — именно такие козыри. Их реализация позволила бы не только остановить миллиардные убытки мировой авиации от объезда России, но и дать мощный импульс для развития отечественной экономики, промышленности, технологий и создания новых рабочих мест.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Перекрытие воздушных трасс через русский Север приносит гигантские убытки и нам, и всему миру.