Буржуазные революции, прокатившиеся по миру в XVII – ХХ веках имели своей целью отстранить от власти монархов, предоставив эту власть выборным органам (точнее - тем силам, которые смогли обеспечить прохождение во власть своего кандидата). С этого момента глава государства стал ограничен в своей власти. Основные полномочия перешли парламенту и кабинету министров. Выборность ограничила власть определенным временным отрезком.
Даже британский монарх, формально являясь главой государства в Соединённом королевстве и в Британских заморских территориях, существенно ограничен в своих полномочиях:
назначение премьер-министра происходит из числа лиц, которые смогут получить поддержку в Палате общин (обычно это глава партии большинства в этой Палате);
состав кабинета министров определяет премьер-министр;
монарх может выразить своё мнение по широкому кругу вопросов, хотя в конечном итоге должен принять решения премьера и кабинета;
королевские прерогативы применяются по совету министров;
королевские прерогативы имеют ограничения. Например, монарх не может ввести новые налоги; для этого требуется принятие акта парламента.
Историк и мыслитель XIX века Уолтер Бейджхот подытоживает эту концепцию так: «Суверен при конституционной монархии имеет три права: консультироваться, поощрять и предостерегать».
Государство, бизнес и население – три субъекта, определяющие развитие общества. Однако, государство старается в первую очередь выстраивать отношения с бизнесом, по своей природе являющимся несравнимо более активным, сознательным и организованным субъектом, чем население. [1]
Подчинение государства бизнесу, помимо дичайшего расцвета коррупции, превращает все это государство в простой и грубый инструмент реализации коммерческих интересов, полностью лишает его возможности выполнять свои общественные функции. С другой стороны, подчинение бизнеса государству неизбежно душит сначала его творческий потенциал, а затем и потенциал всего общества с самыми пагубными последствиями для его конкурентоспособности. Если государство сумеет опереться на население, оно получает возможность говорить с бизнесом с единственно возможной конструктивной «позиции силы» - от имени всего остального общества. Вместе с тем и у бизнеса появляется необходимость заигрывания с населением, формируя и удовлетворяя его потребности. [1]
Развитие этих отношений в условиях глобализации неизбежно приводит к столкновениям интересов бизнеса и государства, их противостоянию, противоборству и/или взаимопроникновению.
Глобализация рынка труда, мировой финансовый рынок, единое информационное пространство, интернационализация стандартов, рост значения международного права (на фоне девальвацией национального права) во многом размывают признаки государства (территориальность, суверенитет, верховенство государственной власти), отличающие его от прочих социальных институтов.
В эпоху продолжающейся глобализации и установления постиндустриального общества институт государства претерпевает ряд существенных изменений. В массовом сознании происходит десакрализация представлений о государстве. Оно начинает воспринимается как набор институтов, реализующих определенные функции. Происходит всё более глубокая децентрализация государств, более сильная власть переходит в руки наднациональных корпораций.
Благополучие государства все более зиждется на эффективности действующих в нем корпораций; последние же, сохраняя некоторую автономию, вынуждены создаваться и работать по законам этого государства или хотя бы убедительно имитировать соблюдение такого закона. В условиях поддержки со стороны государства, корпорация, как хозяйствующая единица, постепенно расширяет сферу своей деятельности, выходя за пределы материнского государства; обретает масштабы, когда она в финансово-экономическом отношении зависит больше от внешнего мира, нежели от материнских страны и рынка; в этих масштабах, сама не желая того, становится соизмеримой с государством, а затем начинает и превосходить его, позже многие из них по финансовому, экономическому, информационно-технологическому и научному потенциалам.[2]
Должна ли экономическая корпорация ограничиваться только производством прибыли? Или она может ставить перед собой и любые другие цели? Корпорация способна при необходимости брать на себя ряд традиционных функций государства — это факт, доказанный современностью и исторически. [2]
При необходимости корпорация берет на себя функции обеспечения на некоторой территории порядка и безопасности, социальной поддержки населения (а не только своих работников), нормального функционирования важных (не одних лишь производственно-технологических) инфраструктур. В современном мире корпорация может договариваться с правительствами, обращаться в международные организации — т.е. имеет некое подобие своих дипломатии и внешней политики. Она как минимум общается, а часто и сотрудничает со СМИ, гражданским обществом и неформальными структурами многих стран и нередко делает все это лучше государства.
В качестве примеров можно вспомнить советские, ныне российские моногорода — сложившиеся вокруг одного предприятия поселения с десятками, иногда сотнями тысяч жителей. Можно вспомнить регионообразующую роль крупных западных корпораций в Чили, Анголе, на Юге Африки (да и не только там). Из истории всплывает память о Детройте, Питтсбурге и Чикаго первой половины ХХ века; а из более далекого прошлого — британская Ост-Индийская компания. Есть примеры и другого рода — наркокартели, действующие в Колумбии или Афганистан. [2]
В свою очередь, многие государства приближаются к модели коммерческой компании. А.И. Фурсовым введен термин «корпорация-государство» под которым подразумевается такая форма государственного устройства, цели функционирования которой имеют прежде всего экономический характер, а следовательно, требуют сведения к минимуму политических и социальных издержек по обеспечению «территории прописки» — от сведения к минимуму социальных обязательств, характерных для государства, до избавления от экономически лишнего, нерентабельного с экономической (корпорационно-государственной) точки зрения населения (от отсечения от «общественного пирога» до фактического исключения из реальной жизни). Как только главным для государства провозглашается экономическая конкурентоспособность в глобальной экономике, о социальной и национальной составляющих государства можно забыть. Государство начинает вести себя как корпорация, в которой всё определяется экономической эффективностью. [3]
Всё меньше внимания уделяется реализации социальных функций, всё в большей мере государство посвящает себя функциям полицейским (т.е. обеспечением контроля над массами в пределах соответствующих территориальных границ), а также выполнению роли своеобразного страховщика для крупного корпоративного капитала.
В целом же можно констатировать, что, дрейфуя в сторону модели государства-корпорации, сливаясь с корпоративными структурами и выдвигая на первый план функции полицейско-репрессивного плана, современные государственные образования всё больше и больше теряют себя в качестве государств. В то же время, однако, отдельные коммерческие корпорации движутся в противоположном направлении, принимая на себя всё новые функции, ранее считавшиеся неотделимыми от реализации государственной власти. Но если государство перестает быть государством, постепенно превращаясь в корпорацию, то почему бы коммерческой корпорации не почувствовать себя государством? [4]
Как же работает связка «государство и бизнес»?
Подписываемся и ждем часть 3.
Источники информации:
[1] Делягин М.Г. Реванш России. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 448с.- С. 31-41.
[2] Косолапов Н.А. Государство как корпорация и корпорация как государство: продукт глобализации или новая феноменология? // Сравнительная политика. 2011. Т. 2. № 2(4). С. 19-37. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2011-2-2(4)-19-37. Дата обращения 17.01.2020
[3] Фурсов А.И.: Мир, который мы покидаем, мир, в который мы вступаем, и мир между ними. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 28.06.2011. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5265 Дата обращения 19.01.2020
[4] Рувинский Р. Государства как корпорации: продолжение бизнеса другими средствами. 24 августа 2018. https://zen.yandex.ru/media/id/5a81deb5799d9d899209568c/gosudarstva-kak-korporacii-prodoljenie-biznesa-drugimi-sredstvami-5b7fb34a5d36b000af9e718d. Дата обращения 19.01.2020