Этот блог и все посты - лишь фантазия на тему территориального развития России.
В предыдущем посте я рассказал о фундаментальной проблеме – диспропорциях развития и разрушительных последствий для государства от этого. Закономерно возникает вопрос, неужели власть и общество ничего не делает? Конечно же делает, сейчас разберем.
Что делала, делает и предлагает власть и экспертное сообщество, а также почему это не помогает?
Следует признать в наследство от СССР нам досталась действительно очень странное федеративное устройство страны. Сформированный по национальному признаку Лениным, Троцким и Сталиным Советский союз включал в себя не менее странное образование РСФСР, наследником которого является современная Россия. Сформированная сетка территориального деления в 30-ые годы незначительно трансформировалась в 50-ые. На закате Советского союза Андропов считал необходимым реформировать территориальное деление СССР, но не успел. Подобные предложения предлагал академик Сахаров (пророча распад по национальному признаку), но предложения никто не услышал. При Ельцине власть была слаба и раздавал суверенитет в обмен на видимую феодальную вассальную присягу, а вот уже в эпоху ВВП произошло незначительное укрупнение регионов. Ликвидировали 6 самых слабых региона, ну и присоединили Крым. В общем косметические реформы, власть испугалась сепаратистских настроений в регионах. После доклада Всемирного банка о диспропорциях в развитии всех государств на земном шаре, экспертное сообщество активизировалось и предложила создать несколько макроцентров в РФ 5-7 мегаполисов, предложение было закономерно отвергнуто обществом, общество почуяло маниловский дух и отвергло оторванные от реального расселения людей предложения. Ситуацию пустили на самотек, власть согласилось на опустынивание территорий. Фактически власть и экспертное сообщество знает три дороги, три пути решения проблемы: 1) равномерное перераспределение бюджетных средство пропорционально численности населения регионов (однако жизнь в крупных городах объективно дороже, перераспределение и «уравниловка» между регионами лишает стимулов к развитию.); 2) концентрация населения в 5-7 мегаполисах и опустынивание значительных территорий РФ (люди понимают, что последние остатки жизни именно в областных центрах против понижения статуса региональных центров.); 3) раздача суверенитета и рост диспропорций между регионами (ведь объективно диспропорция лишь вырастит в следствии автономии). Есть еще варианты вообще не затрагивающую проблему – это перенос столицы (стоимость строительства новой столицы составит 50-100 млрд. долл., появится третий центр притяжения, но регионы никак не будут спасены, тренд не изменится) и ликвидация национальных автономий (данный вопрос оставляем за скобками, сейчас речь именно об эффективном управлении территорией и снижение экономического опустынивания регионов, будут ли образованные регионы национальными автономиями или унифицированными регионами задача иного порядка).
Каждый из предложенных выше вариантов не отражает интересов людей и ведет лишь к деградации, но прежде чем ответить почему, нужно тщательней разобраться с сутью проблемы.
Суть проблемы
Наша сетка административного деления создано, когда основное население жило еще в сельских населенных пунктах. В регионах транспорт и связь только формировались в 30-ые года. Не было пассажирской авиации, доступного личного автомобиля и развитой системы общественного транспорта (метро только открыли в Москве, а пассажирские автобусы были диковинкой). Электричество, интернет, мобильные телефоны, телевидение и стационарные телефоны практически отсутствовали. Жить в 30-100 км от работы могли позволить только члены ЦК.
Обратите внимание: Фискальная политика и ее будущее.
Не было ни скоростных диаметров, ни электричек. Люди жили в бараках и коммуналках, понятие коттеджа с удобствами отсутствовало. Люди работали на заводах и в сельском хозяйстве. Работников в сфере услуг было от силы 25%, против нынешних 75%. Общество жило в другой стране, в другую эпоху, с другими технологиями. Сейчас технологии изменили мир, общество живет уже с учетом этих технологии, а государство управляет территорией со старой сеткой административно-территориального деления. Это такой же анахронизм, как использование почтовых карет вместо электронной почты и счет вместо компьютеров. Представьте себе вы идете в налоговую, а там все на счетах работают? Смешно? Пространственно наше государство именно так сейчас управляет территориями.Суть проблемы – эффективная форма территориального управления страной должна соответствовать «духу эпохи», а именно современным технологиям и социальными формам организации общества.
«Деньги крутятся» лишь в глобальных городах, куда стекается основное население страны, это как если выключить электричество по всей стране, через год население без электричества все равно сбежит туда где это электричество есть. Необходимо подтянуть к людям глобальные города, чтобы как можно меньше людей бросала свою жизненную энергию на миграцию в столицу.
Как можно решить проблему?
Основное решение, которое предлагаю я:
- минимизировать необходимость внутренней миграции (экономия 10-15 лет трудовой жизни для 70% жителей, доступная стоимость жилой недвижимости, сбалансированный рост);
- создание 30 глобальных городов в РФ на базе существующих городов-миллионников в которых уже проживает около 60 млн. человек (с учетом пригородов);
- создание 400 региональных центров на базе существующих крупных городов (в 2-х часовой доступности от которых проживает 95% населения);
- снижение рисков сепаратизма за счет увеличения числа субъектов Федерации;
- национальный вопрос решить созданием национальных губерний (торпедировать национальный вопрос в РФ слишком опасно);
- качественная власть на местах (существующая муниципальная власть не имеет достаточно ресурсов для решения социальных задач, новая региональная власть будет гораздо ближе к народу).
Мы создаем около 400 субъектов федерации (губернии и национальные губернии) и 30 макроцентров (столицы федеральных земель). В столице Федеральной земли назначаемый генерал-губернатор, который руководит силовиками, занимается стратегическими задачами и перераспределяет пропорционально численности бюджетные средства между губерниями. Это важно так как снижается угроза сепаратизма (ведь избираемый генерал-губернатор мог бы иметь огромную политическую власть и сформировать «новую Украину»). Губернии получают достаточное для своих нужд бюджетных средств, так как очевидно, что в макроцентрах сконцентрируются штаб-квартиры бизнеса и основные налоговые поступления будут приходить на макроцентры (как сейчас в Москве). Губернии получат адекватную избираемую власть губернаторов-менеджеров, которые с учетом новых 300 регионов будут гораздо ближе к народу. Люди из бывших райцентров превратятся в жителей региональных центров (с учетом агломераций качество жизни в регионах значительно вырастит). Наиболее активные пассионарии будут выбирать дальнейшее местообитание среди 30, а не 2 глобальных городов. Жители Санкт-Петербурга и Москвы наконец смогут решить свои жилищные проблемы и зажить качественной жизнью.
Ну а в следующем посте я расскажу подробнее о глобальных городах и региональных центрах.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Новая региональная политика.